Разработка и апробация комплекса коррекционных мероприятий по исправлению шипящего сигматизма

Статьи о педагогике » Коррекция сигматизма шипящих звуков у старших дошкольников с ОНР » Разработка и апробация комплекса коррекционных мероприятий по исправлению шипящего сигматизма

Страница 7

Упражнение № 2. Игра «Кто что ест?».

Оборудование: сюжетные картинки.

Инструкция: расскажи, кто что ест.

Предполагаемый результат:

Лягушка ест мошек.

Кошка ест мышей.

Маша ест кашу.

Бабушка ест плюшки.

Дедушка ест вишни.

Петушок ест пшено.

Упражнение № 3. Игра «Чего не хватает?».

Оборудование: предметные картинки с недорисованными частями.

Инструкция: художник не дорисовал картинки. Расскажи, чего не хватает у предметов.

Предполагаемый результат:

У мишки не хватает ушей;

У машины не хватает шин;

У шкафа не хватает ножки;

У бабушки не хватает ложки;

У дедушки не хватает шеи;

У башни не хватает окошек;

У башмака не хватает подошвы.

Упражнение № 4. Составление предложений по картинкам.

Оборудование: сюжетные картинки.

Логопед задает вопросы по картинкам, а ребенок отвечает полным предложением.

Инструкция: ответь на вопросы, используя картинки.

- Куда залез еж?

- Что болит у Наташи?

- Что делает Маша?

- Кого пасет пастушок?

- Какую букву пишет Наташа?

- Что делает мама?

Предполагаемый результат:

- Еж залез под шкаф.

- У Наташи болят уши.

- Маша вешает шубу.

- Пастушок пасет петушка.

- Наташа пишет букву «ш».

- Мама шьет на машине.

Упражнение № 5. «Кто что делает?».

Оборудование: сюжетные картинки.

Инструкция: ответь на вопросы по картинкам:

- Что ест Маша?

- Что готовит бабушка?

- Куда залезли мышата?

- Кого вышивает Даша?

- Где висит шляпа?

- Что у девушки на лице?

- Что у Саши в ушах?

- Что штопает бабушка?

Предполагаемый результат:

- Маша ест кашу;

- Бабушка готовит лепешки;

- Мышата залезли в мешок;

- Даша вышивает кошку;

- Шляпа висит в шкафу;

- У девушки на лице веснушки;

- У Саши в ушах наушники;

- Бабушка штопает штаны.

Упражнение № 6. Беседа по прослушанному рассказу

Логопед просит ребенка внимательно послушать рассказ:

Наташа и мишка.

У Наташи плюшевый мишка. Наташа надевает ему штанишки, а бабушка – шапку. Наташа выходит с мишкой погулять. Там Паша. У Паши большая машина. Наташа и Паша посадили мишку в машину. Мишка едет на машине.

Инструкция: ответь на вопросы:

- Кто у Наташи?

-Что надевает ему Наташа?

- Что надевает мишке бабушка?

- Что делает с мишкой Наташа?

- Что есть у Паши?

- На чем едет мишка?

Предполагаемый результат:

- У Наташи плюшевый мишка.

- Наташа надевает ему штанишки.

- Бабушка надевает мишке шапку.

- Наташа выходит с мишкой погулять.

- У Паши большая машина.

- Мишка едет на машине.

На этапе автоматизации звука [ш] в предложениях проводилась работа по уточнению артикуляции и постановке звука [ж].

Упражнение № 1. Уточнение артикуляции звука [ж].

Цель: формирование правильного положение органов артикуляции для произношения звука [ж].

Оборудование: картинка с изображением жука, зеркало.

Логопед предлагает ребенку произнести перед зеркалом звук [ш] и беседует с ним.

- Когда мы произносим звук [ш], какие губки по форме?

- Круглые.

- Где находится язычок?

- Вверху, за зубками.

- Какая идет воздушная струя?

- Теплая.

- Голос есть или нет?

- Нет.

- А вот у нашего нового звука [ж] есть голосок. Он жужжит, как жук.

Логопед подставляет руку ребенка к своему горлу и дает почувствовать вибрацию голосовых связок.

Упражнение № 2. Игра «Веселый жук».

Цель: добиться четкого произношения изолированного звука [ж].

Оборудование: картинка с изображением жука, зеркало.

Постановка звука [ж] проводится по подражанию. Логопед беседуе с ребенком.

- Как шипит гусь?

- Ш-ш-ш.

-А ты знаешь, как жужжит жук? Чтобы это у нас получилось, нужно к «шипению гуся» прибавить голос.

«Ж» как «Ш» мы произносим,

Только голос в гости просим.

Звонко «Ж» в словах жужжит,

«Ж» как жук большой гудит.

Положи руку на горлышко себе и мне, послушай, как буду «жужжать» я, а ты повторишь. Ж-ж-ж, чувствуешь, как дрожит горлышко? Повтори.

-Ж-ж-ж.

На данном этапе коррекционная работа по исправлению сигматизма шипящих звуков была закончена.

По окончании экспериментальной части исследования был проведен контрольный этап, который заключался в проверке эффективности предложенного комплекса коррекционных мер логопедического воздействия по постановке и автоматизации звука [ш] и постановке звука [ж] у ребенка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. С этой целью проводилось повторное обследование состояния произношения звуков [ш] и [ж] с помощью тех же методов, что и на констатирующем этапе эксперимента, но применялся другой лексический материал.

Задание № 1. Игра «Повторяй-ка».

Цель: выявление произношения звуков [ш] и [ж] изолированно.

Инструкция: повтори за мной: ш-ш-ш, ж-ж-ж.

Полученные результаты показали, что изолированно данные звуки Катя произносит правильно.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Статьи по теме:

Специфика работы учителя логопеда в условиях школьного логопункта
Логопедический пункт в общеобразовательном учреждении создаётся в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общео ...

Национальный технический комитет по стандартизации №4 "Управление качеством"
Национальный технический комитет по стандартизации №4 "Управление качеством" (ТК 4) представляет собой объединение на основе добровольного участия заинтересованных организаций и физических ...

Закономерности и условия формирования письменной речи у детей
Как мы уже видели, психологическое содержание процесса письма достаточно хорошо известно психологии, но еще нельзя сказать, что столь же хорошо известны та роль, которую играет каждый из указанных пс ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru