Коррекция сигматизма шипящих звуков у старших дошкольников с ОНР

Статьи о педагогике » Коррекция сигматизма шипящих звуков у старших дошкольников с ОНР

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Они не тождественны и возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство – речевое мышление, речемыслительная деятельность.

«Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения».

Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.

Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Любое нарушение речевой деятельности может привести к неприятным последствиям. Например, нарушение фонематического слуха, артикуляционной моторики, слоговой структуры слова затрудняют изучение иностранных языков. Нарушение связной речи, неумение составить пересказ и рассказ приведут позднее к проблемам в изучении литературы, биологии, истории, географии, где тоже потребуются связные ответы и высказывания. Нарушение мелкой моторики (т. е. движений пальцев рук) повлечет за собой трудности в обучении письму, рисованию, труду. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности, речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

Нарушение речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера. Даже самое незначительное расстройство речи может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Его могут дразнить, что очень тяжело отражается на психике, которая в этом возрасте очень ранима. Дети, плохо говорящие, довольно быстро начинают понимать свой недостаток. Они становятся более замкнутыми, застенчивыми, нерешительными, а в результате начинают развиваться комплексы, появляется неуверенность в себе.

В дальнейшем все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии. Поэтому основное значение логопедов заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить полноценное, всестороннее его развитие.

Темой дипломной работы является исправление сигматизма шипящих звуков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Данная проблема всегда была актуальной, она остается такой и сейчас, несмотря на большое количество теоретических и практических работ, посвященных исправлению у детей этого нарушения звукопроизношения. В своем большинстве дети-дошкольники сталкиваются с проблемами произношения одного или нескольких звуков. Как правило, эти проблемы носят временный, непостоянный характер и при своевременной логопедической работе устраняются.

К пяти-шести годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если этого не произошло, то речь идет о задержке в своевременном появлении звуков. В этом случае нужно начать беспокоиться, т. к. в дальнейшем, когда ребенок пойдет в школу, у него могут возникнуть серьезные проблемы.

Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что сегодня каждый второй ребенок нуждается в коррекции развития речи. Данные нарушения создают препятствия для общения ребенка с окружающими. Кроме того, воспитание правильного звукопроизношения имеет очень большое значение для дальнейшего развития дошкольника, т. к. ранняя коррекция дефекта является наиболее продуктивной и предупреждает трудности обучения в школе. Важность помощи детям с нарушением речи в дошкольном возрасте постоянно подчеркивается в научно-методической литературе, в документах по организации логопедической помощи. Дошкольный возраст – это период для всестороннего развития детей, поэтому целенаправленное воспитание и обучение дошкольников, имеющих нарушения речи обеспечивает успешную подготовку к школе.

Такое нарушение звукопроизношения как сигматизм шипящих является одним из самых распространенных. По данным М.А. Александровской, у детей дошкольного возраста частота нарушений шипящих звуков составляет 24% от всех нарушений сложных по артикуляции звуков (50-е годы). А по данным Л.Г. Парамоновой, полученным с интервалом в несколько последних десятилетий (90-е годы) частота нарушений данной группы звуков составляет 45,4%, что свидетельствует о явном росте дефектов звукопроизношения. Поэтому дипломная работа посвящена разработке решений данной проблемы.

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать следующую гипотезу исследования: использование комплекса специально подобранных и систематизированных упражнений даст возможность повысить уровень развития звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Это будет достигнуто при соблюдении следующих условий:

- организация целенаправленных систематических занятий;

- учет системного нарушения речи;

- взаимодействие логопеда, воспитателя и родителей;

- учет индивидуальных и возрастных особенностей развития ребенка;

- использование наглядности;

- организация работы с учетом полученных результатов.

На основе гипотезы необходимо обозначить цель и задачи дипломной работы по исправлению сигматизма шипящих звуков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Целью исследования является разработка и апробация комплекса коррекционных мероприятий по устранению данного нарушения речи.

Задачами дипломной работы являются следующие:

- анализ специальной литературы по развитию и исправлению звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;

- проведение констатирующего этапа эксперимента по обследованию состояния звукопроизношения у ребенка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;

- применение мер логопедического воздействия по исправлению сигматизма шипящих звуков у ребенка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;

- проведение контрольного этапа эксперимента по доказательству эффективности предложенного комплекса мер логопедического воздействия.

Объектом исследования является нарушение звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Предметом дипломной работы является процесс коррекционного воздействия, направленный на исправление звукопроизношения.

Методами, с помощью которых проводилось исследование являются следующие:

- эксперимент;

- беседа;

- наблюдение;

- статистический;

- анализ литературы.

Теоретическая значимость дипломной работы заключается в организации логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что материалы, используемые в исследовании, могут быть применены в работе логопедов, воспитателей, родителей при коррекции речи детей старшего дошкольного возраста, имеющих аналогичное речевое нарушение.

Дипломная работа состоит из введения, 1 главы - «Научно-методические основы развития звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи», 2 главы - «Организация коррекционной работы по исправлению сигматизма шипящих звуков у ребенка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи», заключения, библиографии, состоящей из 53 наименовании, и приложений.

Статьи по теме:

Характеристика тренировочных упражнений, используемых во 2 и 3 классах для предупреждения дисграфических ошибок
Одним из наиболее стойких типов специфических ошибок письма являются смешения букв, начертание первого элемента которых требует тождественных движений руки. Это так называемые ошибки по кинетическому ...

Основные направления организации дополнительных образовательных услуг в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад №35 г. Челябинска
МДОУ д/с №35 г. Челябинска основан в 1994 году, по проекту рассчитано на 210 мест, пристройка второго здания с бассейном в 1999 году. В настоящее время в группах воспитывается 210 детей (6 групп полн ...

Реализация условий руководства детскими играми в предметно-игровой среде ДОУ
В формирующем эксперименте приняли участие 10 человек экспериментальной группы. На формирующем этапе эксперимента мы попытались реализовать условия, описанные в параграфе 1.3. Охарактеризуем предметн ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru