Разработка и апробация комплекса коррекционных мероприятий по исправлению шипящего сигматизма

Статьи о педагогике » Коррекция сигматизма шипящих звуков у старших дошкольников с ОНР » Разработка и апробация комплекса коррекционных мероприятий по исправлению шипящего сигматизма

Страница 8

Задание № 2. Игра «Эхо».

Цель: выявление уровня произношения звука [ш] в прямых, обратных слогах и слогах со стечением согласных.

Инструкция: повтори за мной.

Лексический материал:

ша, шо, шу, ше, ши,

аш, ош, уш, еш, юш, яш

ошо, аша, ушу, иши, ашо,

шма, шмо, шму, шмэ,

шпа, шпо, шпу, шпэ,

шка, шко, шку, шкэ,

акш, окш, омш, умш,

отш, итш, утш, атш.

Было выявлено, что во всех слогах звук [ш] Катя произносит верно.

Задание № 3. Игра «Помоги кошке поймать мышку».

Цель: определение состояния произношения звука [ш] в словах, где он находился в начале, середине и конце слова.

Оборудование: наглядный материал.

Инструкция: помоги кошке поймать мышку, назвав предметы на картинках.

Предполагаемый результат: мишка, камыш, вишня, бабушка, душ, кувшин, мешок, шахматы, шапка, катушка, подушка, дедушка, шишка, машина.

В результате, во всех словах звук [ш] был произнесен правильно.

Задание № 4. Игра «Повторялочка».

Цель: выявить уровень произношения звука [ш] в словосочетаниях.

Инструкция: повтори за мной.

Лексический материал: большое окошко, плюшевый мишка, пшенная каша, шумит в ушах.

Во всех словосочетаниях звук [ш] был произнесен правильно.

Задание № 5. Игра «Веселые картинки».

Цель: выявить уровень произношения звука [ш] в предложениях.

Оборудование: сюжетные картинки.

Вопросы:

- Что у бабушки на подносе?

- Что делает кошка Машка?

- Где висит шуба?

- Кого катает Саша?

Предполагаемый результат:

У бабушки на подносе плюшки;

Кошка Машка спит;

На вешалке висит шуба;

Саша катает мишку.

В некоторых предложениях звук [ш] Катя произносила правильно, а в некоторых искажала его, когда не контролировала свое произношение.

Таким образом, было выявлено, что в предложениях встречается как правильное произношение звука [ш], так и искаженное, т. е. вместо правильного звука слышится хлюпающий звук.

Количественные результаты обследования были занесены в таблицу № 1.

Таблица 1

Результаты вторичного обследования произношения звуков [ш] и [ж]

Обследование

Баллы

0

1

2

Изолированное произношение звука [ш]

+

Произношение звука [ш] в слогах

+

Произношение звука [ш] в словах:

в начале

+

в середине

+

в конце

+

Произношение звука [ш] в словосочетаниях

+

Произношение звука [ш] в предложениях

+

Изолированное произношение звука [ж]

+

Из таблицы видно, что Катя набрала 15 баллов из 16 возможных. Девочка правильно произносит звуки [ш] и [ж] изолированно, звук [ш] - в слогах, словах и словосочетаниях, а в предложениях в некоторых случаях искажает его, т. е. вместо правильного произношения слышится хлюпающий звук.

Таким образом, в результате проведенного комплекса коррекционных мероприятий были получены положительные результаты в развитии звукопроизношения у ребенка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. В ходе первичного обследования было выявлено, что у Кати Е. не был поставлен ни один шипящий звук. Сравнивая показатели первичного и вторичного обследования, можно сделать вывод, что поставленная цель в начале экспериментальной части исследования была практически достигнута, а именно поставлены звуки [ш] и [ж], звук [ш] автоматизирован в слогах, словах и словосочетаниях. Отсюда следует, что предложенный комплекс коррекционно-развивающих упражнений был успешно реализован, а значит, является эффективным и может быть применен в отношении других детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, имеющих боковой сигматизм шипящих. В этом заключается практическая значимость дипломной работы. Гипотеза, поставленная в начале исследования, является доказанной.

В заключение практической части дипломной работы можно сделать следующие выводы:

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Статьи по теме:

Факторы и причины возникновения категории детей «группы риска»
Ребенок находится под влиянием окружающей среды все время своего существования. Причем эта среда носит не сколько природный, биологический характер, сколько социальный, и от этих социальных параметро ...

Краеведение – одна из форм воспитания духовно-нравственной личности
Учителя не случайно обратились к проблеме использования краеведения на уроке и во внеурочной деятельности. Анализируя работу по природоведению, развитию устной и письменной речи на уроках чтения и ру ...

Аудиторная и внеаудиторная работа студента
При анализе процессов реформирования высшей школы, образовательной ситуации в государственном университете, а также при изучении национальных и мировых направлений развития университетского образован ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru