Обновление дошкольного образования

Страница 1

Закон РФ «Об образовании» закрепил право дошкольных уч­реждений работать по разнообразным программам. Обращение к личностно-ориентированной педагогике, отход от жестко регла­ментированных форм воспитания и обучения детей характеризу­ют общие тенденции перестройки дошкольного образования. Гу­манизация современного образования связана прежде всего с из­менением отношения к воспитанию, в центре которого находится ребенок, становление его субъектности. Переход от единообразия типов дошкольных учреждений к созданию гибкой многофункцио­нальной системы, включающей новые виды государственных и не­государственных учреждений, позволяет реагировать на разнооб­разные образовательные потребности населения и удовлетворять их, обеспечивая широкие образовательные услуги.

Перестройка системы образования связана с преодолением труд­ностей. Обновление педагогического сознания - процесс длитель­ный, сложный и болезненный. Важно, чтобы воспитатели осозна­вали значительность своей социальной миссии и направляли свои усилия на полноценное воспитание и образование детей, их психо­логическую защиту.

Осознание педагогами смысла происходящих процессов в не­малой степени связано с принятием ими вариативности образова­ния, стремлением к обновлению его содержания и технологий, по­ниманием тех позиций, которые препятствуют существенному ре­формированию системы.

Появление «Концепции дошкольного воспитания» положило на­чало интенсивному обсуждению вопросов теоретического и при­кладного характера, связанных с обновлением содержания до­школьного образования, апробацией в широкой практике работы новых педагогических технологий, овладением педагогами новы­ми методами и формами работы. Развитие инновационных процессов в отечественном дошкольном образовании отражалось в нормативно-правовых и программно-методических документах. Участвовали и участвуют в этой работе специалисты всех уровней управления образованием, методической службы, науки и практи­ки, создавая единое образовательное пространство.

В методических рекомендациях, подготовленных Н.Я. Михайленко и Н.А.Коротковой (1993), анализировалось состояние до­школьного воспитания в период начавшихся изменений. Было от­мечено, что система отношений воспитателя с детьми продолжает носить формальный характер, т.е. работа строится все по той же учебно-дисциплинарной модели воспитания, распространяющей­ся не только на учебные занятия с детьми, но и на всю повседнев­ную жизнь ребенка. В воспитательной работе продолжается акцент на фронтальные занятия, которые делают невозможной педагоги­ку сотрудничества, ставят воспитателя в позицию оценивающего. При этом налаживание доверительных отношений с ребенком за­труднено.

Авторы методических рекомендаций анализируют ряд причин, приводящих к использованию большого числа обязательных заня­тий в детском саду и укоренившихся стереотипов педагогической работы. Несмотря на то, что нормативно-правовые документы того периода (Постановление Совмина РСФСР «Временное положение о дошкольном учреждении», 1991) предусматривали самостоятель­ность дошкольного учреждения в организации педагогического процесса, ориентировали на перестройку содержания и методов работы детского сада, принципиальные изменения в системе до­школьного образования еще не произошли. Одна из причин была связана с обширным объемом конкретных знаний и умений, зало­женных в «Типовую программу», по которой продолжали рабо­тать многие воспитатели. Причинами сохранения системы обяза­тельных занятий, по мнению авторов рекомендаций, было то, что воспитатели, привыкшие работать по готовым конспектам и хоро­шо владеющие формами фронтальной работы с детьми, испыты­вали затруднения при переходе на иные способы взаимодействия с ребенком. Кроме этого, администрации было проще и привычнее осуществлять проверку четко зафиксированных в расписании за­нятий, чем анализировать результативность руководства другими видами детской деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Пять шагов организации игрового процесса
Первый шаг —демонстрация песочницы. Обычно мы говорим детям следующее. «Посмотрите наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны голубые борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Действител ...

Диагностика уровня сформированности игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Мы оценивали игровые умения, представленные в методике Н.Я. Михайленко: умение обыгрывать предметы, заменять реальные предметы условными, строить ролевое взаимодействия, использовать ролевой диалог, ...

Дисграфия как предмет исследования
Для обозначения недостатков письменной речи употребляют термин "дисграфия" — от лат. "графо" — пишу, частица "дис" указывает на качественное нарушение процесса. Дисграфи ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru