Обновление дошкольного образования

Страница 1

Закон РФ «Об образовании» закрепил право дошкольных уч­реждений работать по разнообразным программам. Обращение к личностно-ориентированной педагогике, отход от жестко регла­ментированных форм воспитания и обучения детей характеризу­ют общие тенденции перестройки дошкольного образования. Гу­манизация современного образования связана прежде всего с из­менением отношения к воспитанию, в центре которого находится ребенок, становление его субъектности. Переход от единообразия типов дошкольных учреждений к созданию гибкой многофункцио­нальной системы, включающей новые виды государственных и не­государственных учреждений, позволяет реагировать на разнооб­разные образовательные потребности населения и удовлетворять их, обеспечивая широкие образовательные услуги.

Перестройка системы образования связана с преодолением труд­ностей. Обновление педагогического сознания - процесс длитель­ный, сложный и болезненный. Важно, чтобы воспитатели осозна­вали значительность своей социальной миссии и направляли свои усилия на полноценное воспитание и образование детей, их психо­логическую защиту.

Осознание педагогами смысла происходящих процессов в не­малой степени связано с принятием ими вариативности образова­ния, стремлением к обновлению его содержания и технологий, по­ниманием тех позиций, которые препятствуют существенному ре­формированию системы.

Появление «Концепции дошкольного воспитания» положило на­чало интенсивному обсуждению вопросов теоретического и при­кладного характера, связанных с обновлением содержания до­школьного образования, апробацией в широкой практике работы новых педагогических технологий, овладением педагогами новы­ми методами и формами работы. Развитие инновационных процессов в отечественном дошкольном образовании отражалось в нормативно-правовых и программно-методических документах. Участвовали и участвуют в этой работе специалисты всех уровней управления образованием, методической службы, науки и практи­ки, создавая единое образовательное пространство.

В методических рекомендациях, подготовленных Н.Я. Михайленко и Н.А.Коротковой (1993), анализировалось состояние до­школьного воспитания в период начавшихся изменений. Было от­мечено, что система отношений воспитателя с детьми продолжает носить формальный характер, т.е. работа строится все по той же учебно-дисциплинарной модели воспитания, распространяющей­ся не только на учебные занятия с детьми, но и на всю повседнев­ную жизнь ребенка. В воспитательной работе продолжается акцент на фронтальные занятия, которые делают невозможной педагоги­ку сотрудничества, ставят воспитателя в позицию оценивающего. При этом налаживание доверительных отношений с ребенком за­труднено.

Авторы методических рекомендаций анализируют ряд причин, приводящих к использованию большого числа обязательных заня­тий в детском саду и укоренившихся стереотипов педагогической работы. Несмотря на то, что нормативно-правовые документы того периода (Постановление Совмина РСФСР «Временное положение о дошкольном учреждении», 1991) предусматривали самостоятель­ность дошкольного учреждения в организации педагогического процесса, ориентировали на перестройку содержания и методов работы детского сада, принципиальные изменения в системе до­школьного образования еще не произошли. Одна из причин была связана с обширным объемом конкретных знаний и умений, зало­женных в «Типовую программу», по которой продолжали рабо­тать многие воспитатели. Причинами сохранения системы обяза­тельных занятий, по мнению авторов рекомендаций, было то, что воспитатели, привыкшие работать по готовым конспектам и хоро­шо владеющие формами фронтальной работы с детьми, испыты­вали затруднения при переходе на иные способы взаимодействия с ребенком. Кроме этого, администрации было проще и привычнее осуществлять проверку четко зафиксированных в расписании за­нятий, чем анализировать результативность руководства другими видами детской деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Анализ учебной и учебно-методической литературы по геометрии
Нами был предварительно проведен и анализ программы по математике. А также анализ учебников по математике для 5-6 классов. 1) Н.Я. Виленкин “Математика 5”: в учебнике две главы “Натуральные числа” и ...

Аппликация из соломки, как техника художественного выполнения
Понятие аппликации Аппликация (от лат. applicatio – накладывать, прикладывать) – один из видов прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов (одежды, мебели, ...

Народное образование в россии от Петра I до начала либеральных реформ Александра II
В царствование Петра вместе с преобразованием им России особенно усиливается влияние Запада на все сферы государственной деятельности. В своих реформах Петр производил ломку нашей православной веры н ...

Навигация

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru