Разработка и апробация комплекса коррекционных мероприятий по исправлению шипящего сигматизма

Статьи о педагогике » Коррекция сигматизма шипящих звуков у старших дошкольников с ОНР » Разработка и апробация комплекса коррекционных мероприятий по исправлению шипящего сигматизма

Страница 1

В процессе исследования был разработан и апробирован комплекс коррекционных мероприятий по исправлению сигматизма шипящих звуков у девочки пяти лет, Кати Е., с общим недоразвитием речи III уровня.

На основе полученных данных о речевом развитии Кати Е. был намечен план коррекционной работы по исправлению сигматизма шипящих звуков с основой на разработки следующих авторов: Фомичевой М.Ф., Волковой Л.С., Филичевой Т.Б., Чевелевой Н.А., Чиркиной Г.В., Вологодиной Н.Г., Флеровой Ж.М., Жуковой Н.С., Ткаченко Т.А. и других.

Возрастные и индивидуальные особенности, состояние интеллектуальной сферы, общее развитие ребенка, то, как он воспринимал и усваивал новый материал, отсутствие смешения шипящих звуков в речи способствовали использованию метода параллельной отработки разных по артикуляции звуков, что позволило сократить время работы.

Перспективный план коррекционной работы по исправлению сигматизма шипящих у Кати Е.

1. Подготовительный этап:

- развитие подвижности органов артикуляционного аппарата;

- выработка целенаправленной воздушной струи;

- развитие фонематического восприятия;

- развитие мелкой моторики пальцев рук;

- отработка опорных звуков.

2. Постановка звука [ш].

3. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и словосочетаниях.

4. Закрепление звука [ш] в предложениях и чистоговорках, постановка звука [ж].

5. Закрепление звука [ш] в потешках и стихах, звука [ж] - в слогах и словах.

6. Закрепление звука [ш] в тексте и разговорной речи, звука [ж] – в словосочетаниях и предложениях.

7. Автоматизация звука [ж] в чистоговорках, потешках и стихах, постановка звука [ч’].

8. Закрепление звука [ж] в тексте и разговорной речи, звука [ч’] – в слогах и словах.

9. Автоматизация звука [ч’] в словосочетаниях и предложениях, постановка звука [’].

10. Автоматизация звука [ч’] в чистоговорках, потешках и стихах, звука [’] – в слогах и словах.

11. Автоматизация звука [ч’] в тексте и разговорной речи, звука [’] - в потешках, чистоговорках и стихах.

12. Закрепление звука [’] в тексте и разговорной речи.

Коррекционная работа строилась в следующем порядке: подготовительный этап, постановка звука [ш], автоматизация звука [ш]. На этапе автоматизации звука [ш] в предложениях проводилась работа по уточнению артикуляции и постановке звука [ж]. На каждое занятие составлялся конспект. Мною были специально подобраны и упорядочены задания для каждого этапа в соответствии с методическими требованиями, а именно: постепенно нарастала сложность заданий, лексический материал был подобран с учетом системного нарушения речи и других нарушений звукопроизношения (ротацизма и параламбдацизма), с учетом ведущего вида деятельности (в игровой форме), а также возрастных и индивидуальных, особенностей ребенка. Многие игры, взятые из периодической печати, книг и учебников по логопедии, я видоизменяла, модифицировала для данного ребенка, чтобы уровень их сложности был доступен для ребенка. Лексический материал был подобран с учетом системного недоразвития речи, что способствовало обогащению активного словаря девочки, грамматического строя речи. Кроме того, лексический материал исключал нарушенные звуки (ж, ч’, , р, р’ и л). Все это явилось особенностью дипломной работы.

В процессе коррекции возникла трудность: у девочки постоянно терялась правильная артикуляционная поза для звука [ш], поэтому на первых этапах требовалось в начале каждого занятия ее уточнять. Постепенно удалось избавиться от данной проблемы, девочка научилась сама контролировать артикуляционную позу.

Необходимо подробно рассмотреть этапы коррекции.

I. Подготовительный этап.

1. Развитие артикуляционной моторики.

Цель: формировать позы и переключение движений органов артикуляционного аппарата.

Все артикуляционные упражнения выполняются по подражанию перед зеркалом с использованием картинок-символов (рис. 2).

Рис. 2

Упражнение № 1. «Заборчик».

Цель: выработать умение удерживать губы в улыбке, укрепить мышцы губ.

Инструкция: улыбнись, покажи зубки.

Упражнение № 2. «Трубочка».

Цель: отработать движение губ вперед, укрепить мышцы губ.

Инструкция: вытяни губки вперед «трубочкой».

Упражнение № 3. «Лопатка».

Цель: выработать умение делать язык широким, распластанным.

Инструкция: улыбнись, покажи зубки, открой рот, положи широкий язычок на нижнюю губку.

Упражнение № 4. «Ковшик».

Цель: научить удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов, укрепить мускулатуру языка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Личность терапевта
Как должен вести себя специалист, практикующий работу с песком? Должен ли он быть «доброй мамой», создающей комфортные условия для игры? Или он является молчаливым свидетелем песочных спектаклей? Или ...

О готовности учителей к работе в условиях инклюзии
Идеи социальной инклюзии как путь построения справедливого, демократичного общества привлекают к себе все больший интерес и внимание, как ученых, так и специалистов-практиков. Оплотом инклюзивного об ...

Приемы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопро ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru