Разработка и апробация комплекса коррекционных мероприятий по исправлению шипящего сигматизма

Статьи о педагогике » Коррекция сигматизма шипящих звуков у старших дошкольников с ОНР » Разработка и апробация комплекса коррекционных мероприятий по исправлению шипящего сигматизма

Страница 1

В процессе исследования был разработан и апробирован комплекс коррекционных мероприятий по исправлению сигматизма шипящих звуков у девочки пяти лет, Кати Е., с общим недоразвитием речи III уровня.

На основе полученных данных о речевом развитии Кати Е. был намечен план коррекционной работы по исправлению сигматизма шипящих звуков с основой на разработки следующих авторов: Фомичевой М.Ф., Волковой Л.С., Филичевой Т.Б., Чевелевой Н.А., Чиркиной Г.В., Вологодиной Н.Г., Флеровой Ж.М., Жуковой Н.С., Ткаченко Т.А. и других.

Возрастные и индивидуальные особенности, состояние интеллектуальной сферы, общее развитие ребенка, то, как он воспринимал и усваивал новый материал, отсутствие смешения шипящих звуков в речи способствовали использованию метода параллельной отработки разных по артикуляции звуков, что позволило сократить время работы.

Перспективный план коррекционной работы по исправлению сигматизма шипящих у Кати Е.

1. Подготовительный этап:

- развитие подвижности органов артикуляционного аппарата;

- выработка целенаправленной воздушной струи;

- развитие фонематического восприятия;

- развитие мелкой моторики пальцев рук;

- отработка опорных звуков.

2. Постановка звука [ш].

3. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и словосочетаниях.

4. Закрепление звука [ш] в предложениях и чистоговорках, постановка звука [ж].

5. Закрепление звука [ш] в потешках и стихах, звука [ж] - в слогах и словах.

6. Закрепление звука [ш] в тексте и разговорной речи, звука [ж] – в словосочетаниях и предложениях.

7. Автоматизация звука [ж] в чистоговорках, потешках и стихах, постановка звука [ч’].

8. Закрепление звука [ж] в тексте и разговорной речи, звука [ч’] – в слогах и словах.

9. Автоматизация звука [ч’] в словосочетаниях и предложениях, постановка звука [’].

10. Автоматизация звука [ч’] в чистоговорках, потешках и стихах, звука [’] – в слогах и словах.

11. Автоматизация звука [ч’] в тексте и разговорной речи, звука [’] - в потешках, чистоговорках и стихах.

12. Закрепление звука [’] в тексте и разговорной речи.

Коррекционная работа строилась в следующем порядке: подготовительный этап, постановка звука [ш], автоматизация звука [ш]. На этапе автоматизации звука [ш] в предложениях проводилась работа по уточнению артикуляции и постановке звука [ж]. На каждое занятие составлялся конспект. Мною были специально подобраны и упорядочены задания для каждого этапа в соответствии с методическими требованиями, а именно: постепенно нарастала сложность заданий, лексический материал был подобран с учетом системного нарушения речи и других нарушений звукопроизношения (ротацизма и параламбдацизма), с учетом ведущего вида деятельности (в игровой форме), а также возрастных и индивидуальных, особенностей ребенка. Многие игры, взятые из периодической печати, книг и учебников по логопедии, я видоизменяла, модифицировала для данного ребенка, чтобы уровень их сложности был доступен для ребенка. Лексический материал был подобран с учетом системного недоразвития речи, что способствовало обогащению активного словаря девочки, грамматического строя речи. Кроме того, лексический материал исключал нарушенные звуки (ж, ч’, , р, р’ и л). Все это явилось особенностью дипломной работы.

В процессе коррекции возникла трудность: у девочки постоянно терялась правильная артикуляционная поза для звука [ш], поэтому на первых этапах требовалось в начале каждого занятия ее уточнять. Постепенно удалось избавиться от данной проблемы, девочка научилась сама контролировать артикуляционную позу.

Необходимо подробно рассмотреть этапы коррекции.

I. Подготовительный этап.

1. Развитие артикуляционной моторики.

Цель: формировать позы и переключение движений органов артикуляционного аппарата.

Все артикуляционные упражнения выполняются по подражанию перед зеркалом с использованием картинок-символов (рис. 2).

Рис. 2

Упражнение № 1. «Заборчик».

Цель: выработать умение удерживать губы в улыбке, укрепить мышцы губ.

Инструкция: улыбнись, покажи зубки.

Упражнение № 2. «Трубочка».

Цель: отработать движение губ вперед, укрепить мышцы губ.

Инструкция: вытяни губки вперед «трубочкой».

Упражнение № 3. «Лопатка».

Цель: выработать умение делать язык широким, распластанным.

Инструкция: улыбнись, покажи зубки, открой рот, положи широкий язычок на нижнюю губку.

Упражнение № 4. «Ковшик».

Цель: научить удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов, укрепить мускулатуру языка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Внимание как философская, психолого-педагогическая категория
Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Направленность сознания – выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всег ...

Особенности графомоторных навыков у младших школьников с дизартрией
Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять ...

Анализ учебно-методической литературы
1) И.Ф. Шарыгин “Задачи по геометрии (Планиметрия)” Книга, состоящая из двух частей, включает более 600 задач по планиметрии. Вторая часть содержит параграф, посвященный теме геометрических мест точе ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru