Психолого-педагогические и лингвистические основы письменной речи

Статьи о педагогике » Особенности дисграфических ошибок учащихся с задержкой психического развития » Психолого-педагогические и лингвистические основы письменной речи

Страница 1

Современное психологическое и психолингвистическое изучение процесса письма свидетельствует о том, что оно является сложной формой речевой деятельности, включающей большое количество операций различного уровня: семантических, языковых, сенсомоторных.

Нейропсихологический анализ письма, проведенный как А. Р. Лурией (1950, 1969), так и современными зарубежными исследователями, показывает, что в функциональную систему письма входят следующие компоненты:

1) процессы переработки слухоречевой информации (звуковой анализ услышанного, слухоречевая память);

2) дифференциация звуков на основе кинестетической информации;

3) актуализация зрительных образов букв;

4) ориентация элементов буквы, строки в пространстве;

5) моторное (кинетическое) программирование графических движений;

6) планирование, реализация и контроль акта письма;

7) поддержание рабочего состояния, активного тонуса коры.

Современные исследования нейропсихологов позволяют уточнить механизм пространственных трудностей. Самые простые, рано формирующиеся функции связаны по преимуществу с работой правого полушария. От него зависят зрительномоторные координации, возможность соотнесения движения с вертикальной и горизонтальной координатами, возможность объединить в одно целое и запомнить общее взаиморасположение частей, схватить целостный образ.

Левое полушарие решает более сложные задачи, особенно те из них, которые связаны с последовательным анализом и речевым опосредованием. Способ его работы - анализ деталей, частей, и оно не так успешно в объединении частей в целое. Недостаточно изученными остаются формы дисграфии, обусловленные пространственными трудностями.

К процессу письма имеет отношение весь мозг, все корковые отделы. Наибольшее участие принимают следующие участки коры головного мозга:

Лобная доля (левое полушарие) отвечает за организацию произвольных движений, за двигательную организацию речи (центр Брока), за планирование и регуляцию деятельности.

Височная доля: слуховой, гностический центр речи (центр Вернике). Височная доля играет важную роль в организации механизмов памяти.

Затылочная доля отвечает за восприятие и переработку зрительной информации, за организацию сложных процессов зрительного восприятия

Теменная доля отвечает за восприятие и анализ чувственных раздражителей, за пространственную ориентацию (кожно-мышечно-кинестетическое чувство). В нижней теменной извилине расположен центр праксиса, т.е усвоенных в процессе целенаправленных упражнений и автоматизированных движений (механический элемент письма).

Процесс овладения грамотой чаще всего воспринимается как усвоение определённого перечня буквенных образов и умение связывать буквы в слоги, слова в предложения. При чтении предполагается умение воспринимать готовые буквенные сочетания, при письме - умение самостоятельно их создавать. Отношение, устанавливающееся в сознании ребёнка между звуком речи и буквой, рисуется как ассоциативная связь. С этой точки зрения психологическая сторона обучения грамоте заключается в установлении этой связи, её развитии и совершенствовании. Правильное понимание соотношения между звуком и буквой представляется нам основной предпосылкой, без которой не могут быть разрешены самые существенные вопросы психологии ни в норме, ни тем более в патологии. В осуществлении процесса письма обязательно задействованы высшие психические функции: произвольное внимание, логическая память, смысловое восприятие, отвлеченное мышление и т.д. С точки зрения психолого-педагогического подхода дисграфия связана с неполноценностью высших психических функций, обеспечивающих процесс письма, а также с несформированностью тех или иных операций процесса письма. С точки зрения этого подхода, дисграфия понимается прежде всего как языковое нарушение, требующее специальных психолого-педагогических методов коррекции.

Психологическое содержание письма включает в себя:

мотив (намерение к письменной речи);

создание замысла (о чем писать);

определение общего смысла содержания письменной речи (что писать);

регуляция письменной деятельности и осуществление контроля за выполняемыми действиями.

В педагогическом процессе большое внимание уделяется усвоению буквы. Она выступает как новый объект изучения, лишь в качестве названия которого привлекается звук. Таким образом, для ребёнка предметом усвоения является буквенное изображение, а звук в этом процессе играет подчинённую роль. На данное положение в методике массовой школы указывают Флеров, Шапошников, Гмурман и др. Усваивая буквы, ребёнок узнаёт графическое обозначение тех фонем, которые освоены им при формировании устной речи. Он как бы повторяет пройденный этап, но на ином, более высоком уровне. Пользуясь названием, предложенным Бодуэном де Куртенэ, мы будем отличать понятие графемы от понятия буквы. Переход от устной речи к грамоте - это, прежде всего переход от фонемы к графеме. Овладение грамотой предполагает определённый уровень фонематического развития, что является не обязательным для запоминания буквы.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Становление педагогики, роли и деятельности педагога, школы в России в ХХ – начале ХХΙ вв
В послереволюционной России строительство системы школьного образования шло в течение почти десятилетия. С развитием общества все больше и больше государству требовалось умных людей. А для этого с са ...

Анализ результатов повторной диагностики
Целью повторной диагностики являлась проверка гипотезы, сформулированной в начале исследования. Результаты повторной диагностики по тесту креативности Торренса (задание «Закончи рисунок»). По показат ...

Практикум. Лабораторно-практические занятия
Практические занятия имеют целью закрепить знания, пе­ренести их в новую ситуацию, сформировать у студентов об­щепедагогические понятия и основные педагогические уме­ния в решении практических задач ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru