Методические основы исправления звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Статьи о педагогике » Коррекция сигматизма шипящих звуков у старших дошкольников с ОНР » Методические основы исправления звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Страница 6

К следующему этапу – автоматизации звука можно переходить только тогда, когда ребенок по просьбе может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).

Цель этапа автоматизации звука – добиться правильного произношения звука во фразовой речи.

Здесь стоит задача – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

При автоматизации звука в слогах нужно соединять закрепляемый согласный с гласными (а, ы, о, у) сначала в прямые слоги: ша, шо, шу, ши, затем в обратные: аш, ош, уш, ыш, далее в слоги, где звук находится между двумя согласными: аша, ашо, ашы, уша, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): што, шта, шпа, шма и т. п.

Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, где требуется систематическая тренировка. Поэтому на каждое положение звука в слове – в начале, середине, конце – нужно подобрать по 20-30 картинок. Подбор картинок соответствует подбору слогов, то есть берутся картинки, в названия которых входят в той же последовательности отработанные слоги (прямые, обратные, со стечением согласных). За одно занятие дается 10-16 слов, при этом каждое проговаривается 3-5 раз с выделением автоматизируемого звука.

Автоматизация звука в предложениях проводится в той же последовательности на базе отобранных слов. Затем звук автоматизируется в потешках, чистоговорках, стихотворениях, коротких, затем длинных рассказах, пересказах.

В заключение коррекционной работы проводится этап дифференциации звуков. Целью данного этапа является научение ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи. Основная задача заключается в том, чтобы постепенно и последовательно научить различать смешиваемые звуки по моторным (двигательным) и акустическим (слуховым) признакам. Сначала работают над изолированными звуками, затем в слогах, словах, в предложениях, тексте и в самостоятельной речи.

Для осуществления зрительного контроля нужно поставить перед ребенком зеркало, с помощью которого он будет наблюдать разницу в артикуляции звуков. Важно также обеспечить тишину в комнате, чтобы ребенок мог сосредоточить слуховое внимание на акустических признаках звуков.

Таким образом, в заключении теоретической части дипломной работы можно сделать следующие выводы:

1. Речь является одним из важнейших психических процессов, от которого зависят остальные когнитивные функции. Если нарушена речь, то страдают и все остальные психические процессы.

2. Общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранном интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. В зависимости от характера сформированности всех компонентов языка выделяют четыре уровня речевого развития.

6. Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Нарушение произношения шипящих звуков носит название «сигматизма». Встречаются такие виды сигматизма шипящих звуков как межзубный, боковой и носовой.

7. В зависимости от вида сигматизма шипящих строится коррекционная работа. Она состоит из четырех этапов: подготовительного, постановки звука, автоматизации и дифференциации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Статьи по теме:

Принципы дидактики в обучении математике
Методика не только использует достижения дидактики для усовершенствования учебного процесса, но и сама оказывает влияние на развитие дидактики МПМ, решая свои задачи, учитывает основные общедидактиче ...

Оценка качества постановки вузовской лекции
Необходимость оценки качества лекции возникает во многих случаях. Так, прежде всего, преподаватель, закончив лекцию, может: · сам дать оценку своей лекции с целью их дальнейшей работы по её совершенс ...

Профессиональное самоопределение как процесс
Процесс профессионального самоопределения охватывает длительный период жизни человека – от проявления зачатков профессиональных интересов и склонностей в детском возрасте до окончательного утверждени ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru