Способности как психологический феномен

Страница 1

Анализ проблемы развития способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие.

В толковом словаре В. Даля «способный» определяется, как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный, угодный». Наряду со «способным» используются понятия «способливый» и «способляться». Способливый человек характеризуется как находчивый, изворотливый, умеющий способиться, а способляться, в свою очередь, понимается как умение сладить, управиться, устроить дело. Способный здесь фактически понимается как умелый. Таким образом, понятие «способный" определяется через соотношение с успехами в деятельности.

Говоря о способностях, подчеркивают возможность человека что-то делать.

Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.

Отметим слова Б. Л. Яворского, который высказал именно такую точку зрения на проблему музыкально-инструментальных способностей. «Моторность, слух, ритм, - говорил он, словно читая современные психологические труды, - только лишь свойства. Способности же – это возможность на основе труда культивировать эти свойства, развивать их». Указывая на локальный характер отдельных свойств, Яворский способности связывал со всей личностью музыканта, с ее культурой в целом.

Существовал и ряд других положений современных психологических способностей. Так И. С. Якимская подчеркивает: «Поскольку структура любой способности сложна и многогранна, не все ее составляющие, имеющие разную природу, развиваются одновременно и одинаково. Следовательно, «своеобразная иерархия этих структур, наличие богатых компенсаторных механизмов» определяют в каждом отдельном случае содержание способности и пути ее формирования».

Развитие каждой из способностей обусловлено специальными задатками и требует формирования адекватных функциональных систем, что должно быть осмыслено в теории, и учтено практикой.

У детей с задержкой психического развития необходимо развивать способности:

- эмоционально воспринимать музыку при слушании ее, пении, детском музицировании, пластическом интонировании, импровизациях, драматизациях и прочее;

проявлять устойчивый интерес к музыке как к искусству и музыкальным занятиям;

иметь первичные представления о жизненном содержании музыки, соответственно им понимать средства музыкальной выразительности и изобразительности;

располагать представлениями о простых (песня, танец, марш) и сложных музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, инструментальный концерт), об интонации как носителе смысла музыкального произведения, о простых средствах развития и формообразования музыки (использование специальной терминологии в начальной школе предусматривается в минимальном объеме);

иметь начальные представления об особенностях русской музыки и музыки других народов мира (на примерах лучших образцов мировой музыкальной культуры);

располагать элементарными сведениями о деятельности композиторов, исполнителей, слушателей (на примерах народной и композиторской музыки и собственного опыта общения с музыкальными произведениями);

владеть навыками эмоционально-осознанного восприятия музыки, ее элементарного анализа (размышления о музыке, собственная, личностная оценка индивидуальная трактовка исполнения и др.);

использовать элементарные музыкальные грамоты в целях формирования навыков восприятия и выразительного исполнения музыки);

приобрести навыки и умения коллективного исполнения музыки в соответствии с задачами музыкального обучения в каждом классе.

Вообще в музыкально-педагогической практике под основными музыкальными способностями подразумеваются обычно следующие три: музыкальный слух, чувство ритма и музыкальная память. В термин «музыкальный слух» вкладывается обычно очень широкое и недостаточно определенное содержание. Теплов в своей работе расчленяет понятие музыкальный слух на понятия звуковысотный слух и тембровый слух. Так как в музыке основным носителем смысла является звуковысотное и ритмическое движение, а тембровый элемент имеет хотя и очень важное, но подчиненное значение, то в качестве основных музыкальных способностей, образующих ядро музыкальности, автор принимает те, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения. Таковыми являются музыкальный звуковысотный слух и чувство ритма.

«Музыкальный слух в широком понимании, - это способность различать музыкальные звуки, воспринимать, понимать и переживать содержание музыкальных произведений». Многие исследователи различают звуковысотный, тембровый, динамический, ритмический, внутренний, относительный, абсолютный, полифонический и архитектонический слух. Чем объясняется такое обилие разновидностей музыкального слуха?

Объясняется это, во-первых, природой музыкального слуха, сложною по своему составу, во- вторых, различным уровнем функционирования слуховой способности.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Различные подходы к изучению теоретико-литературных понятий в теории литературы
Теория литературы в современной школе является частью общего курса литературы. Анализ программ по литературе для средней школы позволяет выявить систему теоретико-литературных понятий. Они группируют ...

Характеристика основных этапов изучения математических понятий
Методика работы над определением предполагает: 1) знание определения; 2) обучение распознавания объекта, соответствующего данному определению; 3) построение различных контрпримеров. Например, понятие ...

Работа с одаренными детьми
Потребность одаренных детей в эмоциональном комфорте очень велика, особенно в признании и осознании собственной цены. Способность детей к большому количеству и смене восприятий порождает и уязвимость ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru