Методические основы исправления звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Статьи о педагогике » Коррекция сигматизма шипящих звуков у старших дошкольников с ОНР » Методические основы исправления звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Страница 2

8. Возникновение речевых нарушений во многих случаях обусловлено сложным взаимодействием биологических и социальных факторов. Для успешной логопедической коррекции речевых нарушений большое значение имеет установление в каждом отдельном случае этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, выделение ведущих расстройств, соотношение речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта.

9. В процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций, перестройки деятельности функциональных систем используется принцип обходного пути, т. е. формирования новой функциональной системы в обход пострадавшего звена.

10. Важное место при изучении и коррекции речевых нарушений занимают дидактические принципы: наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход и др.

При формировании правильного звукопроизношения у детей необходимо соблюдаться ряд общих требований:

1. Необходимо соблюдать строгую последовательность этапов логопедической работы.

2. При постановке звуков следует широко использовать опору на различные анализаторы (слуховой, зрительный, кожный и двигательный).

3. К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении.

4. Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности: в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), словах (в начале слова, середине, конце), словосочетаниях, предложениях, потешках, чистоговорках, стихах, в тексте и разговорной речи.

5. В лексическом материале для автоматизации и дифференциации звуков должно содержаться максимальное количество закрепляемых звуков, не должно быть неправильно произносимых ребенком звуков, а также необходимо учитывать и смысловую доступность лексического материала.

6. Необходимо постепенно и систематически повышать темп речевых упражнений. От неторопливого, утрированного произнесения слогов ребенок должен постепенно переходить к более быстрому проговариванию слов, затем к еще более ускоренному произнесению предложений и, наконец, скороговорок. В таком случае осуществляется быстрое и прочное закрепление звука.

7. Необходимо постепенно усложнять лексический материал, переходить от простых видов речевой деятельности к более сложным, от элементарного повторения слов за логопедом к называнию предметов, действий, описанию простейших ситуаций, изображенных на картинке, воспроизведению по памяти стихов, чистоговорок, скороговорок и далее к пересказу коротких рассказов, составлению рассказов по серии картин и, наконец, к свободному речевому общению.

8. Необходима параллельная работа над двумя звуками. Нельзя брать для одновременной работы те звуки, артикуляция которых характеризуется прямо противоположным укладом речевых органов (например, бокового произнесения звука [с] и постановкой звука [л]). Это может привести к взаимному торможению движений, необходимых для их произнесения. Нельзя одновременно работать над так называемыми «трудными» звуками (например, над звуками [р] и [ш], требующими большого напряжения дыхательных органов, может привести к быстрому утомлению вплоть до головокружения).

9. Если у ребенка нарушено произношение парных согласных звуков, то в первую очередь работают над глухими звуками, затем усложняют артикуляцию, прибавляя к ней голос.

10. Логопедические занятия должны быть систематичными (не реже трех раз в неделю). Постановка звуков осуществляется на индивидуальных занятиях, а дальнейшую работу над ними можно проводить на групповых занятиях, где объединяют детей, у которых исправляют один и тот же звук. Продолжительность индивидуальных и групповых занятий не должна превышать 15 мин, поскольку дети дошкольного возраста не выдерживают большей активной речевой нагрузки, и у них наступает переутомление.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Педагогические особенности развития одаренных детей
В основе педагогической проблемы одаренности лежит познавательная деятельность ребенка. Одаренные дети отличаются широтой восприятия мира, острым ощущением того, что происходит вокруг, мозг одаренных ...

Народная глиняная игрушка
Для успешного овладения навыками декоративной лепки преподаватель использует предметы декоративно-прикладного искусства и в частности художественные изделия народных умельцев. И чем раньше будут знак ...

О готовности учителей к работе в условиях инклюзии
Идеи социальной инклюзии как путь построения справедливого, демократичного общества привлекают к себе все больший интерес и внимание, как ученых, так и специалистов-практиков. Оплотом инклюзивного об ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru