Методические основы исправления звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Статьи о педагогике » Коррекция сигматизма шипящих звуков у старших дошкольников с ОНР » Методические основы исправления звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Страница 4

2. Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых упражнений.

3. Необходимы упражнения на сочетание движений языка и губ, т. к. при произношении звуков эти органы включаются в совместные действия, взаимно приспосабливаясь друг к другу.

4. Занятия должны проводиться кратковременно, но многократно, чтобы ребенок не утомлялся. В паузах можно переключить его на другой вид работы.

5. Уделять внимание формированию кинестетических ощущений, кинестетического анализа и представлений.

Для развития правильного речевого дыхания можно использовать следующие упражнения: произвести короткий, спокойный вдох через нос, задержать на две-три секунды воздух в легких и произвести протяжный плавный выдох через рот; сделать короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнести один из гласных звуков; произнести плавно на одном выдохе несколько гласных звуков и другие.

Одновременно нужно вести работу по развитию мелкой моторики рук. Помимо специальной пальчиковой гимнастики можно применять настольные игры («Мозаика», «Конструктор»), выполнение аппликаций, различные игры с пальчиками. Состояние мелкой моторики тесно связано с развитием речи, поэтому, развивая пальчики ребенка, мы способствуем более быстрому и эффективному овладению речью.

Еще одним из видов работы является развитие фонематического слуха, т. е. умение на слух различать звуки, близкие по звучанию, или улавливать разницу между правильным и искаженным звуками. Нужно давать ребенку возможность слушать образец правильного произношения и сравнивать его с собственным искаженным произношением. Таким образом, мы направим его слуховое внимание на эти звуки, покажем разницу в их звучании и выработаем стимул для преодоления нарушения.

Искажение звуков часто связано с недостаточно развитым, неустойчивым слуховым вниманием. В дошкольные годы очень важно научить ребенка хорошо слушать и слышать. Для развития слухового внимания можно использовать различные занятия и игры («Три медведя», различение на слух различных звуков музыкальных инструментов и озвученных игрушек). Очень полезно слушать музыку.

Далее следует этап постановки правильного произношения. На этом этапе должны быть привлечены к работе различные ощущения ребенка: зрительные (когда он видит, как двигаются губы, язык, в каком положении зубы при произнесении того или иного звука), слуховые (когда ребенок слышит звук), тактильные (когда ребенок осязает, например «жужжание», прикладывая руку к гортани, при произнесении звонких согласных), а также вибрационный и кинестетический.

Целью данного этапа является получение правильного звучания изолированного звука. Для того чтобы отработать произношение изолированного звука, нужно объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата и создать артикуляционную базу данного звука, добавить воздушную базу и голос (если он необходим).

При постановке правильного произношения звуков пользуются тремя основными способами.

1. С помощью игры: не нужно объяснять ребенку, что вы занимаетесь постановкой звука. Предложить ему просто поиграть. Можно использовать такой игровой прием: показать какое-то действие и озвучить его. Например, мышка утащила фантик от конфетки и шуршит им – ш-ш-ш. Мы изображаем руками движения лапок и четко произносим звук [ш]. К ней прибежала другая мышка, и они стали играть вместе – щ-щ-щ. Нужно попросить ребенка изобразить другую мышку и пошуршать вместо нее. Если нужный звук не получается, обратить его слуховое внимание на то, как говорим мы, но не называть это звуком. Можно использовать и такие звукоподражания: прокололось колесо, подул сильный ветер, набегают волны на берег и т. д. Если данный способ не эффективен, нужно переходить к следующему (но первый способ попробовать в течение нескольких дней).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Самостоятельная работа студентов-дипломников - вопросы антропологической собственности
Философы говорят, каковы ценности, таковы общество и личность. На этапе социальной трансформации происходят существенные изменения в сфере труда, собственности, власти, информации, знаний и образован ...

Закономерности и условия формирования письменной речи у детей
Как мы уже видели, психологическое содержание процесса письма достаточно хорошо известно психологии, но еще нельзя сказать, что столь же хорошо известны та роль, которую играет каждый из указанных пс ...

Развитие внимания у детей дошкольного возраста посредством подвижных игр
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Игра – неотъемлемая часть человеческой культуры. Игра – особый вид ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru