11. Необходимо широко использовать наглядный материал: отдельные картинки и серии картин, всевозможные лото, картинное домино. Это помогает поддерживать у детей интерес к занятиям, концентрировать их внимание, вызывает положительные эмоции, а значит, способствует достижению наибольшего эффекта.
12. Логопед должен учитывать индивидуальные особенности ребенка.
«В литературе нет единого мнения по вопросу о том, на сколько этапов подразделяется логопедическое воздействие при дислалии: в работах Ф.Ф. Рау выделяются два, в работах О.В. Правдиной и О.А. Токаревой – три, в работах М.Е. Хватцева – четыре».
К числу основных этапов работы по преодолению нарушений звукопроизношения О.В. Правдина, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, Б.М. Гриншпун относят следующие:
- подготовительный;
- формирования произносительных умений и навыков;
- закрепления произносительных умений и навыков.
Этап формирования первичных произносительных умений и навыков проводится в определенной последовательности:
- постановка звука;
- автоматизация в слогах (прямых, обратных, закрытых, открытых, со стечением согласных), в словах;
- автоматизация в предложениях;
- дифференциация сходных по звучанию и артикуляции звуков;
- автоматизация в разговорной речи.
Исходя из цели и задач логопедического воздействия, представляется оправданным выделить следующие этапы работы:
1) подготовительный этап;
2) этап постановки правильного произношения;
3) этап автоматизации звука;
4) этап дифференциации звуков.
Целью подготовительного этапа является подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям:
- формирование точных движений органов артикуляционного аппарата;
- формирование направленной воздушной струи;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие фонематического слуха;
- отработка опорных звуков.
Формирование движений органов артикуляционного аппарата осуществляется с помощью артикуляционной гимнастики, которая включает упражнения для тренировки определенных положений губ, языка, необходимых для звука, над которым проводится непосредственная работа. Очень важно, чтобы работа над ними проводилась целенаправленно и качественно, т. к. от их выполнения во многом зависит постановка звука.
Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т. е. для достижения конечного результата используется зрительный контроль. После того как ребенок научится выполнять движение, зеркало можно убрать, а функции контроля возьмут на себя собственные ощущения ребенка. С помощью наводящих вопросов малыш определит, что делает его язычок (губы), где он находится, какой он (широкий или узкий). Это даст ребенку возможность делать свои первые «открытия», вызовет интерес к упражнениям.
Если у ребенка какое-то движение не получается, можно использовать механическую помощь. Например, помочь поднять язык за верхние зубы с помощью шпателя, чайной ложки или своим пальцем, обернутым в чистый носовой платок.
Упражнения нужно вместе с ребенком, показывая образец, т. к. по подражанию намного легче выполнять задания.
При произнесении звуков требуется направленная воздушная струя, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой, т. к. в формировании воздушной струи активное участие принимают щеки, губы, язык.
К выполнению артикуляционных упражнений предъявляются следующие требования:
1. Выработка умения принимать требуемую позу, удерживать ее, плавно переключаться с одной артикуляционной позы на другую.
Статьи по теме:
Программа практикума «Диагностика физического развития детей» и технология
руководства самостоятельной деятельностью студентов при его реализации
Пояснительная записка. Практикум «Диагностика физического развития детей» направлен на формирование самостоятельной работы студентов среднего специального учебного заведения. Включение данного практи ...
Анализ современного состояния дополнительного образования в Российской федерации
Дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимани ...
Психологический взгляд на развитие подростковой агрессии
Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего возраста. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся упр ...