Методические основы исправления звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Статьи о педагогике » Коррекция сигматизма шипящих звуков у старших дошкольников с ОНР » Методические основы исправления звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Страница 3

11. Необходимо широко использовать наглядный материал: отдельные картинки и серии картин, всевозможные лото, картинное домино. Это помогает поддерживать у детей интерес к занятиям, концентрировать их внимание, вызывает положительные эмоции, а значит, способствует достижению наибольшего эффекта.

12. Логопед должен учитывать индивидуальные особенности ребенка.

«В литературе нет единого мнения по вопросу о том, на сколько этапов подразделяется логопедическое воздействие при дислалии: в работах Ф.Ф. Рау выделяются два, в работах О.В. Правдиной и О.А. Токаревой – три, в работах М.Е. Хватцева – четыре».

К числу основных этапов работы по преодолению нарушений звукопроизношения О.В. Правдина, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, Б.М. Гриншпун относят следующие:

- подготовительный;

- формирования произносительных умений и навыков;

- закрепления произносительных умений и навыков.

Этап формирования первичных произносительных умений и навыков проводится в определенной последовательности:

- постановка звука;

- автоматизация в слогах (прямых, обратных, закрытых, открытых, со стечением согласных), в словах;

- автоматизация в предложениях;

- дифференциация сходных по звучанию и артикуляции звуков;

- автоматизация в разговорной речи.

Исходя из цели и задач логопедического воздействия, представляется оправданным выделить следующие этапы работы:

1) подготовительный этап;

2) этап постановки правильного произношения;

3) этап автоматизации звука;

4) этап дифференциации звуков.

Целью подготовительного этапа является подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям:

- формирование точных движений органов артикуляционного аппарата;

- формирование направленной воздушной струи;

- развитие мелкой моторики рук;

- развитие фонематического слуха;

- отработка опорных звуков.

Формирование движений органов артикуляционного аппарата осуществляется с помощью артикуляционной гимнастики, которая включает упражнения для тренировки определенных положений губ, языка, необходимых для звука, над которым проводится непосредственная работа. Очень важно, чтобы работа над ними проводилась целенаправленно и качественно, т. к. от их выполнения во многом зависит постановка звука.

Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т. е. для достижения конечного результата используется зрительный контроль. После того как ребенок научится выполнять движение, зеркало можно убрать, а функции контроля возьмут на себя собственные ощущения ребенка. С помощью наводящих вопросов малыш определит, что делает его язычок (губы), где он находится, какой он (широкий или узкий). Это даст ребенку возможность делать свои первые «открытия», вызовет интерес к упражнениям.

Если у ребенка какое-то движение не получается, можно использовать механическую помощь. Например, помочь поднять язык за верхние зубы с помощью шпателя, чайной ложки или своим пальцем, обернутым в чистый носовой платок.

Упражнения нужно вместе с ребенком, показывая образец, т. к. по подражанию намного легче выполнять задания.

При произнесении звуков требуется направленная воздушная струя, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой, т. к. в формировании воздушной струи активное участие принимают щеки, губы, язык.

К выполнению артикуляционных упражнений предъявляются следующие требования:

1. Выработка умения принимать требуемую позу, удерживать ее, плавно переключаться с одной артикуляционной позы на другую.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Упреждающая адаптация как особая образовательная деятельность преподавателей ВУЗа
Профессиональная адаптация студентов вузов, по мнению большинства исследователей (Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, Т.В. Кудрявцев, Э.Э. Сыманюк, В.А. Толочек), носит стадиальный характер, ей свойственны кризи ...

Различные подходы к изучению теоретико-литературных понятий в теории литературы
Теория литературы в современной школе является частью общего курса литературы. Анализ программ по литературе для средней школы позволяет выявить систему теоретико-литературных понятий. Они группируют ...

Создание условий для игр
Дети играют в подвижные игры в помещении и на воздухе во время прогулки. Основное место прогулки - участок детского сада, где выделено место для каждой возрастной группы. Для подвижных игр детей необ ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru