11. Необходимо широко использовать наглядный материал: отдельные картинки и серии картин, всевозможные лото, картинное домино. Это помогает поддерживать у детей интерес к занятиям, концентрировать их внимание, вызывает положительные эмоции, а значит, способствует достижению наибольшего эффекта.
12. Логопед должен учитывать индивидуальные особенности ребенка.
«В литературе нет единого мнения по вопросу о том, на сколько этапов подразделяется логопедическое воздействие при дислалии: в работах Ф.Ф. Рау выделяются два, в работах О.В. Правдиной и О.А. Токаревой – три, в работах М.Е. Хватцева – четыре».
К числу основных этапов работы по преодолению нарушений звукопроизношения О.В. Правдина, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, Б.М. Гриншпун относят следующие:
- подготовительный;
- формирования произносительных умений и навыков;
- закрепления произносительных умений и навыков.
Этап формирования первичных произносительных умений и навыков проводится в определенной последовательности:
- постановка звука;
- автоматизация в слогах (прямых, обратных, закрытых, открытых, со стечением согласных), в словах;
- автоматизация в предложениях;
- дифференциация сходных по звучанию и артикуляции звуков;
- автоматизация в разговорной речи.
Исходя из цели и задач логопедического воздействия, представляется оправданным выделить следующие этапы работы:
1) подготовительный этап;
2) этап постановки правильного произношения;
3) этап автоматизации звука;
4) этап дифференциации звуков.
Целью подготовительного этапа является подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям:
- формирование точных движений органов артикуляционного аппарата;
- формирование направленной воздушной струи;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие фонематического слуха;
- отработка опорных звуков.
Формирование движений органов артикуляционного аппарата осуществляется с помощью артикуляционной гимнастики, которая включает упражнения для тренировки определенных положений губ, языка, необходимых для звука, над которым проводится непосредственная работа. Очень важно, чтобы работа над ними проводилась целенаправленно и качественно, т. к. от их выполнения во многом зависит постановка звука.
Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т. е. для достижения конечного результата используется зрительный контроль. После того как ребенок научится выполнять движение, зеркало можно убрать, а функции контроля возьмут на себя собственные ощущения ребенка. С помощью наводящих вопросов малыш определит, что делает его язычок (губы), где он находится, какой он (широкий или узкий). Это даст ребенку возможность делать свои первые «открытия», вызовет интерес к упражнениям.
Если у ребенка какое-то движение не получается, можно использовать механическую помощь. Например, помочь поднять язык за верхние зубы с помощью шпателя, чайной ложки или своим пальцем, обернутым в чистый носовой платок.
Упражнения нужно вместе с ребенком, показывая образец, т. к. по подражанию намного легче выполнять задания.
При произнесении звуков требуется направленная воздушная струя, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой, т. к. в формировании воздушной струи активное участие принимают щеки, губы, язык.
К выполнению артикуляционных упражнений предъявляются следующие требования:
1. Выработка умения принимать требуемую позу, удерживать ее, плавно переключаться с одной артикуляционной позы на другую.
Статьи по теме:
Рекомендации успешного взаимодействия с подростками
Выслушивая и пытаясь понять своих детей, мы помогаем им осознать важную вещь: этот мир может быть и жестоким, и опасным, но есть люди, на которых можно рассчитывать всегда, при любых обстоятельствах, ...
Особенности налогообложения
В силу п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства. Подпунктом 1 п. 1 ст. 227 НК РФ установлено, что ...
Организация и проведение исследования
Экспериментальное исследование построено нами в несколько этапов.1-этап – это, пожалуй, наиболее традиционный, будем так говорить, классический этап в работе психолога - тестирование на “входе”, т.е. ...