Спорт в физическом воспитании младших школьников

Страница 1

Детский спорт - это наше будущее. Он взращивает тех людей, которые сменят настоящее поколение. Кроме того, детский спорт - это решение проблем криминального характера. Он отвлекает детей от улицы, помогает нормально развиваться и расти ребенку (особенно из неблагополучных семей). Именно спорт помог многим известным людям стать теми, кто они есть сегодня. Конечно, спорт не панацея от вовлечения детей в различного рода пагубные мероприятия. Однако, 30-40% социальных проблем может и должно решаться с помощью детского спорта. Необычайно стремительное развитие спорта в современном обществе выражается помимо всего прочего и во все большем проникновении его в практику физического воспитания детей младшего школьного возраста. Это обусловлено прежде всего исключительной действенностью сорта как средства и метода физического воспитания, а вместе с тем и его незаурядным значением как фактора формирования личности, разносторонней подготовки подрастающих поколений к жизненной практике, приобщение к активной общественной жизни.

Внедрение спорта в процесс физического воспитания детей младшего школьного возраста, существенно повышает его эффективность в первую очередь по воздействию на развитие физических способностей. Степень развития физических способностей значительно выше у детей, занимающихся спортом, чем у их сверстников. У последних менее благоприятно и возрастная динамика ряда показателей физических качеств. У ребят, занимающихся спортом выше уровень функциональных возможностей организма, сопротивляемость его заболеваниям.

Существенно наряду с этим, что спортивная деятельность предоставляет богатые возможности для нравственного, волевого интеллектуального и эстетического воспитания, способствует, в частности, воспитанию дисциплинированности и организованности, приучает к строгому соблюдению режима, четкому планированию своего времени. При разумной организации она не только не идет в ущерб общему развитию школьников, но и во многом содействует их общеобразовательной подготовке.

Данные социологических исследований по выявлению интересов детей 9-11 лет жизненно обнаруживают, что одно из первых мест занимает интерес к спорту. Это и понятно, поскольку спорт с его выраженной установкой на конкретные достижения, системы их общественного поощрения, ярко эмоциональной окрашенность межличностных отношений и другими привлекательными чертами отвечает психологическим особенностям формирующейся личности, особенно стремлению к самопознанию и самоутверждению. Детский спортивный коллектив, умело направленный педагогом - важный фактор развития этих интересов и их устремлений. Через спортивный коллектив дети приобретают положительный социальный опыт, расширяют его, формируются как активные члены общества.

Все сказанное характеризует ценность спорта как одного из основных средств и методов воспитания подрастающих поколений. Разумеется, это справедливо лишь при целесообразной организации спортивных занятий и квалифицированном педагогическом руководстве ими. Ведь те же самые свойства спорта, которые определяют его воспитательную ценность, могут быть не только полезны, но и опасны для растущего организма, если отсутствует квалифицированная регламентация их, соответствующая возрастным, половы и индивидуальным особенностям ребят.

Дети младшего школьного возраста в зависимости от физической подготовленности, индивидуальной спортивной одаренности и особенности выбранного вида спорта последовательно проходят (в школе и вне ее) три стадии спортивных занятий: предварительную спортивную подготовку, начальную спортивную специализацию и углубленное спортивное совершенствование.

Предварительно спортивная подготовка обеспечивается в процессе прохождения школьного курса по программе "Физическая культура", на занятиях школьных спортивных секций и в процессе начальных занятий спорта.

В начале данного этапа еще нет сорта в полном смысле этого слова, он представлен в своих элементах (изучение основ техники отдельных спортивных упражнений на обязательных уроках физической культуры, эпизодическое использование спортивного метода при выполнении учебных нормативов, играх, развлечениях и т.п.).

Постепенно дети вовлекаются в систематические занятия излюбленными спортивными упражнениями. Большую роль в этом играет система внутришкольных и внешкольных массовых соревнований для детей младшего школьного возраста. Приобщению детей к начальным занятиям спорта способствуют такие формы состязаний, как "Веселые старты" и т.п.

Возможность для достижения спортивных результатов при равных условиях тем больше, чем раньше будут выявлены природные задатки индивида к прогрессированию в том или ином виде спорта и чем раньше они станут объектом специально направленного воспитания. В связи с этим возникает ряд проблем. Необходимо, во первых, своевременно (как можно раньше) распознать индивидуальную спортивную одаренность ребенка; во вторых, выбрать вид спорта адекватный индивидуальным спортивным задаткам; в третьих, своевременно, как только появляются благоприятные возрастные предпосылки, начать планомерную тренировку в избранном виде спорта. Решение этих проблем предполагает, в частности, определение морфологических и функциональных признаков, от которых существенно зависят достижения в том или ином виде спорта и которые относительно мало поддаются изменениям под воздействием спортивной тренировки так называемых консервативных признаков. К ним относятся, например, рост, размер конечностей и т.д. Однако спортивный результат всегда зависит не только от "консервативных", но и от "неконсервативных" факторов (физических и других способностей, в большей мере поддающихся, направленному развитию). Решающим фактором прогрессирования в спорте зачастую оказывается воспитываемый талант спортивного трудолюбия и целеустремленности. Поэтому никогда не следует спешить с отбором и ориентацией детей для занятия тем или иным видом спорта лишь по признаку отдельных задатков (или отсутствия таковых).

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Анализ результатов коррекционно-логопедической работы
Для того чтобы оценить эффективность опытно-экспериментальной работы, был проведен контрольный эксперимент, в котором принимали участие дети экспериментальной (10 учеников 2-Б класса) и контрольной г ...

Психологическая характеристика дошкольников с задержкой психического развития
Важным направлением в исследовании данной проблемы является систематическое клинико-физиологическое и психолого-педагогическое изучение детей с задержкой психического развития, которое началось в 70- ...

Особенности учебной деятельности младшего школьника
Начало школьного периода жизни ребенка характеризуется изменением всего ее строя. Чем четче обозначается эта граница, чем яснее для ребенка переход к новому положению, чем определеннее изменения во в ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru