Характеристика дисграфических ошибок учащихся 2 и 3 классов

Страница 1

письменный речь дисграфический ошибка

Материалом для исследования послужили письменные работы детей 2 и 3 класса. В эксперименте участвовали дети в возрасте от 8 до 10 лет.

Собранный языковой материал подтвердил предположение о том, что на первых порах освоения грамоты для ребенка произношение и письмо тождественны, т.е. дети выражают на письме звуки языка и их сочетания независимо от того, как пишутся те или иные слова.

В ходе обработки результатов выяснилось, что дети успешно справляются с переводом фонем в графемы в тех словах, где не проявляется слоговой принцип русской графики, редукция минимальная или отсутствует. Слова типа мама, шар, сын, стол, дом написаны без ошибок. В этих и более сложных по звуковому составу словах встретились лишь графические "инновации". Среди них:

1. Зеркальная обращенность букв: “МЯ“ – мяч, “тРупКа” – трубка, “чаNнNк” – чайник, “муЗыКа” – музыка.

2. Дорисовывание или недописывание элементов графем (чаще однородных): “ щука” – щука, “маш ина”, “жук” – жук, “ жи” – ежи, “ ом” – дом.

3. Нестандартные начертания букв: "ти" - утюг, "баб ка" - бабушка, “ч шка” – чашка, “wашина” – машина, “м ч” – мяч, “с л” – стол, “чуд ” – чудо и пр.

Думается, что данный тип ошибок, который не искажает фонетический состав слова, можно объяснить рядом причин:

1. Особенности оптического восприятия детьми графических знаков с однородными элементами.

2. Трудности в распределении внимания между техническими и мыслительными операциями письма, несовершенство пространственных ориентировок, слабое усвоение понятий "правое - левое".

3. Стремление к "украшательству" графем.

С формированием навыков автоматического письма эти ошибки, если они не вызваны нарушениями в развитии ребенка, устраняются.

Большую группу графических ошибок составляют искажения структуры слова, в результате которых меняется звуковой облик слова. К ним относим: - случаи замены букв (гласных и согласных); - отсутствие или наличие лишней буквы; - появление лишнего слога, пропуск слога; - перестановка слогов и букв.

Замены букв отмечены в разных позициях: "руба" - рыба, "кришка" - крышка, "ифир" - эфир, "бабашка" - бабушка, "лустра" - люстра, "мящ" - мяч, "шука" - щука, "боезде" - поезде, "дуква" - буква, "хахар" - сахар, "деващка" - девочка и др. Подобные смешения графем, видимо, происходят потому, что дети еще нечетко проводят фонематический анализ слова. Они не умеют различать гласные по их основным признакам, не знакомы со способами обозначения мягкости на письме, правилами дистрибуции букв в сочетании ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ. Дети часто смешивают согласные звуки, близкие по своим акустикоартикуляционным характеристикам. Иногда своеобразно отражают дистантную ассимиляцию "кумка" - сумка, "хихник" - хищник.

Типичная ошибка в работах - пропуск буквы, слога, наличие лишней буквы, слога: "падарк" - подарок, "ягадк" - ягодок, "собка" - собака, "агка" - загадка, "кшка" - кошка, "яси" - ясли, "чуыла" - чучело, "девока" - девочка, "лока" - ложка. Регулярно наблюдается пропуск или вставка тех букв, которые уже имеются в слове. Часто отмечена вставка гласной после согласных, которые имеют призвук в произношении (особенно после сонорных): "мотоцикол" - мотоцикл, "караман" - карман, "вилыки" - вилки и др. В ряде работ наблюдается редупликация - появление уже имеющегося слога: "шишика" - шишка, "чачаща" - чаща.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Использование дидактических игр в процессе ознакомления с природой с детьми дошкольного возраста
Дидактическая игра, как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интере ...

Соотношение и взаимосвязь физического воспитания и спорта личности младшего школьника
В современных системах физического воспитания все более видное место занимает спорт. Это объясняется рядом причин, но, прежде всего особой действенностью спорта, как средства и метода физического вос ...

Методы решения задач на построение
К основным методам решения задач на построение, изучаемых в средней школе, относятся: 1) Метод геометрических мест. 2) Методы геометрических преобразований: а) метод центральной симметрии; б) метод о ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru