Понятие об общем недоразвитии речи у детей старшего дошкольного возраста

Статьи о педагогике » Коррекция сигматизма шипящих звуков у старших дошкольников с ОНР » Понятие об общем недоразвитии речи у детей старшего дошкольного возраста

Страница 6

Сложности возникают при дифференциации глаголов, включающих приставки ото-, вы- (выдвинуть - подвинуть, отодвинуть - двинуть).

В грамматическом оформлении речи часто отмечаются ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа (дети увидели медведев, воронов). Имеют место нарушения согласования прилагательных с существительным мужского и женского рода (я раскрашиваю шарик красным фломастером и красным ручкой); единственного и множественного числа (я раскладываю книги на большом столах и маленьком стулах). Обнаруживаются нарушения в согласовании числительных с существительными (собачка увидела две кошки и побежала за двумями кошками).

Особую сложность для детей представляют конструкции с придаточными предложениями, что выражается в пропуске союзов (мама предупредила, я не ходил далеко — чтобы не ходил далеко); в замене союзов (я побежал, куда сидел щенок — где сидел щенок); в инверсии (наконец все увидели долго искали которого котенка).

Лексико-грамматические формы языка сформированы неодинаково у всех детей с данным уровнем речевого развития. С одной стороны, может отмечаться незначительное количество ошибок, которые носят непостоянный характер, возможность осуществления верного выбора при сравнении правильного и неправильного ответов, с другой — устойчивый характер ошибок, особенно в самостоятельной речи.

Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся нарушениями логической последовательности, застреванием на второстепенных деталях, пропусками главных событий, повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную тему, по картине, по серии сюжетных картин.

Также отмечаются недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает наличие у детей с общим недоразвитием речи ряд специфических особенностей познавательных процессов.

Так, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа, синтеза), такие дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями.

По состоянию невербального интеллекта (мышления) (О.Н. Усанова, Т.Н. Синякова) детей с общим недоразвитием речи можно разделить на три группы:

— дети, у которых развитие невербального интеллекта несколько отличается от нормы. При этом данное своеобразие развития интеллекта не связано с речевыми трудностями и никак не зависит от них. По данным авторов, эта группа составляет 9% от популяции детей с общим недоразвитием речи;

— дети, у которых развитие невербального интеллекта соответствует норме (27%);

— дети, у которых развитие невербального интеллекта соответствует нижней границе нормы, но характеризуется нестабильностью: в определенные моменты дети могут показать состояние интеллекта ниже нормы. Это самая многочисленная в процентном отношении группа — 63%.

Возникают трудности в установлении причинно-следственных связей: дети отстают в развитии наглядно-образного мышления; без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, исключением лишнего понятия, умозаключением по аналогии. Зачастую они длительно не включаются в предложенную им проблемную ситуацию или, наоборот, очень быстро приступают к выполнению заданий, но при этом оценивают проблемную ситуацию поверхностно, без учета всех особенностей задания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Статьи по теме:

Попустительский стиль воспитания
«Попустительский стиль воспитания характеризуется своего рода «равнодушием» (чаще всего, неосознанным) со стороны педагога в отношении развития, динамики учебных достижений или уровня воспитанности с ...

Взаимодействие организации с внешней средой
Правовой основой функционирования школы является Закон РФ «Об образовании». На МОУ СОШ №10 воздействие в форме приказов, распоряжений организационного характера оказывает учредитель – администрация В ...

Формы, виды и методы контроля результатов обучения химии
Формы контроля зависят от способа организации или подачи информации от учащихся к учителю. В дидактике нет единой классификации форм контроля. Помимо форм контроля, в дидактике различают виды контрол ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru