Психологические основы развития звукопроизношенияу детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Статьи о педагогике » Коррекция сигматизма шипящих звуков у старших дошкольников с ОНР » Психологические основы развития звукопроизношенияу детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Страница 1

В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов.

В этот возрастной период происходит активное сенсорное развитие ребенка. Он овладевает перцептивными действиями, основная функция которых заключается в изучении объектов и вычленении в них наиболее характерных свойств, а также в усвоении сенсорных эталонов, общепринятых образцов чувственных свойств и отношений предметов.

В это время совершенствуется ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Ребенок все более точно оценивает их цвет, форму, величину, вес и т. д. Совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий.

Основным видом мышления дошкольника является наглядно-образное. Однако к концу данного периода дети начинают решать довольно сложные задания, требующие установления причинно-следственных связей. Расширение круга задач связано с усвоением новых знаний, что является обязательным условием развития мышления. Ребенок начинает активно выполнять действия со знаками – словами, числами и другими, так формируется образно-схематическое, или логическое, мышление.

В дошкольном возрасте у ребенка можно сформировать полноценные понятия. Развитие мышления тесно связано с речью, которая начинает предшествовать выполнению практических действий, помогает планировать их.

Внимание ребенка в связи с усложнением деятельности и продвижением в общем умственном развитии приобретает больше сосредоточенности и устойчивости. Дети начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на предметы, явления, удерживаться на них. По мере развития планирующей функции речи ребенок обретает способность заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности, сформулировать словесно, на что он должен ориентироваться. Использование речи для организации внимания резко возрастает в этом возрасте.

Однако непроизвольное внимание остается преобладающим. Используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяют удерживать внимание детей на достаточно высоком уровне. Заметно возрастает устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности.

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Память в основном носит непроизвольный характер. Качество непроизвольного запоминания зависит от того, насколько ребенок активно действует по отношению к предметам, картинкам, в какой мере происходит их детальное восприятие, обдумывание и т. д.

Начинают складываться произвольные формы запоминания и воспроизведения. Наиболее благоприятные условия для этого создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли. Память дошкольника становиться ведущей функцией, заняв центральное место.

Воображение ребенка складывается в игре. На первых порах оно неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий (например, ребенок скачет верхом на палочке - лошади). Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает. Происходит интериоризация – переход к игровому действию с предметом, который представлен в уме. Это и есть зарождение воображения как особого психического процесса.

Формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника: рисование, сочинение сказок и стишков. В то же время у ребенка развивается произвольное воображение, когда он планирует свою деятельность и ориентирует себя на результат.

В старшем дошкольном возрасте воображение ребенка становиться управляемым. Формируются действия воображения: замысел в форме наглядной модели, образ воображаемого предмета, образ действия с предметом. Воображение перестает сопутствовать рассматриваемым рисункам, прослушиваемым сказкам. Оно приобретает самостоятельность, отделяясь от практической деятельности.

В этом возрасте ведущим видом деятельности является игра. Дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности деятельности и взаимоотношений взрослых, приобретают и уточняют свои знания об окружающей действительности.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Придание процессу обучения эмоционально-волевого характера
Термин эмоциональность происходит от латинского emovere и французского emotion, что значит возбуждать, волновать. Следовательно, эмоциональность обучения означает такой характер организации учебной р ...

Регулирование и контроль над ходом учебно-познавательной деятельности
Регулирование учебно-познавательной деятельности состоит в том, чтобы в каждом случае и на каждой стадии обучения она соответствовала целевым установкам и задачам последнего. На регулирование учебног ...

Обучение глухих детей языку в коммуникативной функции
В результате исследований С.А. Зыкова и его сотрудников были разработаны основы обучения языку глухих детей в его ведущей – коммуникативной функции. Такое обучение предполагает практическое усвоение ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru