Понятие об общем недоразвитии речи у детей старшего дошкольного возраста

Статьи о педагогике » Коррекция сигматизма шипящих звуков у старших дошкольников с ОНР » Понятие об общем недоразвитии речи у детей старшего дошкольного возраста

Страница 3

Улучшается понимание речи, расширяется пассивный словарь, появляется различение некоторых грамматических форм, но оно неустойчиво. Дети способны дифференцировать формы единственного и множественного числа существительных и глаголов, мужского и женского рода глаголов прошедшего времени. Формируется ориентация не только на лексическое значение, но и на смыслоразличительные морфологические элементы. Понимание форм числа и рода прилагательных отсутствует, значения предлогов различаются только в хорошо знакомых ситуациях.

Количество неправильно произносимых звуков достигает 16-20. Характерны замены твердых согласных мягкими и наоборот. Гласные артикулируются нечетко. Несформирован звуковой анализ и синтез. Воспроизведение слоговой структуры оказывается более доступным. Дети могут правильно воспроизводить слова различной слоговой структуры, но звуковой состав этих слов является диффузным. Правильно передается звуковой состав односложных слов без стечения согласных (мак). Повторение двусложных слов, состоящих из прямых слогов, во многих случаях не удается (ваза – «вая»). Ярко выражены затруднения при воспроизведении звукового состава двусложных слов, имеющих в своем составе обратный и прямой слог. Количество слогов в слове сохраняется, но звуковой состав слов, последовательность звуков и слогов часто воспроизводится неверно (окно – «кано»). При повторении двусложных слов с закрытым и прямым слогом часто обнаруживается выпадение звуков (банка – «бака»). Наибольшие затруднения вызывает произношение односложных и двусложных слов со стечением согласных. Часто наблюдается пропуск нескольких звуков (звезда – «вида»). В трехсложных словах, наряду с искажением и пропуском звуков, встречаются перестановки и опускание слогов (голова – «ава», «коволя»). В трехсложных словах искажения звуков более выражены, чем в двусложных. Четырех-, пятисложные слова произносятся искаженно, происходит упрощение многосложной структуры (велосипед – «сипед», «тапитет»).

Недостаточное овладение звуковым составом слова задерживает овладение словарным запасом и грамматическим строем, о чем свидетельствуют смешения значений слов (грива понимается как грибы, шерсть как шесть).

На третьем уровне речевого развития обиходная речь более или менее развернута, грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений не обнаруживается, имеются лишь отдельные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя речи.

Наблюдается неточное знание и употребление многих обиходных слов. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, реже употребляются слова, характеризующие качества, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий. Наблюдается большое количество ошибок в использовании простых предлогов, почти не используются сложные предлоги.

Слова могут заменяться другими, обозначающими сходный предмет или действие (кресло - диван, вязать - плести) или близкими по звуковому составу (смола - зола). Часто отмечается неточный выбор слов. Некоторые слова оказываются недостаточно закрепленными в речи вследствие их редкого употребления, поэтому при построении предложений дети стараются обходить их (памятник - героям ставят). Даже знакомые глаголы недостаточно дифференцируются по значению (поить - кормить). Замены слов происходят по смысловому и звуковому признакам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Статьи по теме:

Сущность и значение педагогического проектирования на уроках технологии
До недавнего времени термин «проект» использовался преимущественно в технической сфере. С проектом было связано представление о разработке сложной документации. Проектирование выделялось в ранг прикл ...

Фронтальная контролирующая беседа
Фронтальная контролирующая беседа, как правило, кратковременна. Вопросы, как и во всякой другой беседе, требуют краткого ответа, поэтому за один такой ответ ученику ставить оценку нельзя. Нужно заран ...

Нетрадиционные задачи по органической химии
Обучение любому предмету в школе должно быть организовано таким образом, чтобы ученикам было интересно на уроках, чтобы они стремились получать новые знания. Чтобы ученики продуктивно и деятельно раб ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru