Описание экспериментальной системы уроков по изучению динамики развития синестезии в речевой деятельности школьников 6, 8, 10 классов

Статьи о педагогике » Динамика развития синестезии в речевой деятельности школьников 6,8,10 классов » Описание экспериментальной системы уроков по изучению динамики развития синестезии в речевой деятельности школьников 6, 8, 10 классов

Страница 1

Разработанная нами экспериментальная система по развитию синестезии на уроках развития речи включала в себя комплекс, состоящий из пяти уроков (см. приложение). На первом уроке (констатирующий эксперимент) диагностировался уровень развития синестетических способностей учащихся. Одновременно применялись специальные упражнения, направленные на развитие сложных комбинаций ощущений.

Уроки № 2 - 4 преследовали своей целью помочь учащимся развить свои речевые способности, подключая при выполнении специальных упражнений синестетические способности. Результаты заключительного урока №5 позволили констатировать положительные изменения в речевом развитии учащихся всех классов при подключении сложных комбинаций ощущений, в особенности у учащихся 10 классов, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

В настоящее время практиками активно разрабатываются новые перспективные методики, посвященные изучению и развитию синестетических способностей, о чем подробно говорилось в параграфе 1.3. Предложенный экспериментальный комплекс уроков представляет собой синтез разнообразных упражнений, направлен на развитие синестетических способностей и отвечает современным принципам полиэстетического воспитания. Каждый из уроков построен по определенной схеме и включает в себя:

· зрительные наблюдения школьников над тем или иным явлением;

· перенос наблюдаемого в художественную форму (рисунок, литературное творчество);

· собственное творчество учащихся, самостоятельное порождение творческого продукта.

На проведенных уроках учащимся были предложены музыкальные отрывки, репродукции, фотографии, стихотворные тексты, с опорой на которые сами школьники проявляли свои речевые и творческие способности. При подборе упражнений мы опирались на методику, предложенную Е.И. Никитиной, согласно которой работа учителя и школьника над каким-либо произведением искусства должна включать в себя следующие этапы:

1. Подбор произведения, которое будет интересно большинству учащихся. Можно сопроводить музыкальный отрывок или репродукцию воспоминаниями самого автора, подходящим по смыслу эпиграфом. Слушая музыку или рассматривая изображение, ученик представит себе определенные образы, картины, испытает различные чувства. Все это он опишет словами.

2. Краткое знакомство с композитором или художником. Биографическая справка, которую можно сопроводить презентацией или сообщением учащегося.

3. Первичное слушание музыкального отрывка или внимательное рассмотрение репродукции или фотографии. Следует заранее предупредить учащихся о том, чтобы они писали не то, что им уже известно об этом предмете, явлении, а то, что представляли, чувствовали, слушая музыку или рассматривая картину.

4. Устное описание впечатлений. Все желающие на уроке могут высказаться.

5. Если учитель планирует посвятить музыкальному произведению или картине весь урок, дать задание написать сочинение по впечатлениям, то необходимо провести перед сочинением подготовительную работу (дать опорные слова, провести словарно-семантическую работу, предложить образцы сочинений).

6. Повторное слушание (музыки) или подробный анализ композиции картины.

7. Написание сочинения.

8. Следующий урок целесообразно посвятить анализу работ учащихся.

Нами в ходе подготовки уроков учитывались эти этапы, однако мы не преследовали цель проведение только сочинений по впечатлениям, поэтому некоторые этапы были нами опущены или интегрированы друг с другом.

Подробнее рассмотрим отдельные упражнения из комплекса. Каждый из уроков был посвящен той или иной комбинации ощущений. Большинство упражнений было направлено на развитие ощущений, связанных со зрительными, слуховыми и осязательными комбинациями, так как именно их развитие позволяет учащемуся быстрее усваивать учебную программу, активно развивать свои речевые умения. Как было сказано выше, человек познает мир активнее всего с помощью органов зрения и слуха, поэтому многие упражнения предполагали включение именно этих органов чувств в активную работу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Игра как средство формирования личности дошкольника
В становлении личности дошкольника особое место принадлежит игровой деятельности. Именно в ней формируются у детей моральные навыки правила поведения в природе. Эффективность педагогического процесса ...

Становление педагогики, роли и деятельности педагога, школы в России в ХХ – начале ХХΙ вв
В послереволюционной России строительство системы школьного образования шло в течение почти десятилетия. С развитием общества все больше и больше государству требовалось умных людей. А для этого с са ...

Особенности методики проведения подвижных игр средней группы
В результате воспитательной работы, проведенной в предыдущих группах, движения детей становятся более координированными. В играх, рекомендуемых для детей средней и старшей групп, увеличивается рассто ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru