Апробирование методов и приёмов, направленных на формирование теоретико-литературных понятий при изучении лирических произведений

Статьи о педагогике » Системно-функциональное формирование теоретико-литературных понятий » Апробирование методов и приёмов, направленных на формирование теоретико-литературных понятий при изучении лирических произведений

Страница 1

Выявленные в ходе констатирующего эксперимента пробелы в знаниях изобразительно-выразительных средств и прочих литературных понятий определили основные задачи формирующего этапа:

- Расширить знания детей о теоретико-литературных понятиях в лирических произведениях (дать понятие о стихотворных размерах, жанрах лирических произведений);

- Познакомить с творчеством поэтов, чьи произведения представляют наибольший интерес с точки зрения теоретико-литературных понятий;

Первым этапом нашей опытно-практической работы было изучение содержания программы с целью выявления возможности включения информации о теоретико-литературных понятиях в урок литературы.

На основе изучения содержания учебника "Литература. 6 класс." В.Я. Коровиной были определены темы, при изучении которых целесообразно включать сведения о теоретико-литературных понятиях в лирических произведениях, составлен тематический план на период проведения формирующего эксперимента.

Тематический план по литературе с включением теоретико-литературных понятий в лирических произведениях.

№ п/п

Тема

Изучаемое понятие

1.

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. "Тучи": тема, идея, композиция стихотворения.

Особенности поэтических интонаций.

2.

Стихотворения М.Ю. Лермонтова "Листок", "Утёс", "На севере диком…"

Антитеза как основной приём, используемый в этих стихотворениях.

3.

Стихотворные размеры.

Двухсложные и трёхсложные размеры стиха.

4.

Ф. Шиллер "Перчатка" (В перев. А. Жуковского)

Понятие о балладе.

5.

Н. В. Гоголь. Слово о писателе. "Ночь перед Рождеством"

Картины природы и народной жизни в повести.

6.

Роль фольклорных элементов в повести.

Поэтизация чистой и светлой любви.

Материал по теоретико-литературным понятиям использовался как дополнение к основному программному материалу. Материал подбирался по жанровому и тематическому принципу. По объёму сведений материал занимал примерно 1/5- 1/4 от всего учебного материала для изучения на данном уроке. Например, при изучении темы "М.Ю.Лермонтов, стихотворения "Парус", "На севере диком…"" содержание было дополнено тестовым заданием о творчестве М.Ю. Лермонтова с включением теоретико-литературных понятий, изученных при анализе стихотворений.

Тест.

1. Что общего в тематике стихотворений М.Ю. Лермонтова "Тучи", "Листок", "На севере диком…", "Утёс", "Парус"?

а) гражданская тематика

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Уроки предметно-практического обучения в школе для глухих детей
Уроки предметно-практического обучения (уроки ППО) – одна из самых оригинальных и специфических организационных форм обучения языку в коммуникативно-деятельностной системе. Конечная метацель этих уро ...

Подготовка к исследовательской работе
Исследовательская работа предполагает выбор проблемы, ее теоретическое изучение, опытно-экспериментальную дея­тельность, обоснование научно-методических выводов и ре­комендаций. В университете ее орг ...

Социально-педагогическая коррекция осложненного поведения подростков
Социально-педагогическая интервенция, или коррекция - это специфический способ вхождения в личностное пространство для минимизации (устранения) негативной адаптации и стимулирование позитивной адапта ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru