Понятие об общем недоразвитии речи у детей старшего дошкольного возраста

Статьи о педагогике » Коррекция сигматизма шипящих звуков у старших дошкольников с ОНР » Понятие об общем недоразвитии речи у детей старшего дошкольного возраста

Страница 5

Кроме того, Т.Б. Филичева выделила еще четвертый уровень общего недоразвития речи. У таких детей обнаруживаются нерезко выраженные нарушения в лексике, фонетике, грамматике, которые чаще проявляются в процессе выполнения специальных заданий. Грубых нарушений звукопроизношения нет, но наблюдается недостаточно четкая дифференциация звуков.

Нарушения звукослоговой структуры слова проявляются в различных вариантах искажения его звуконаполняемости вследствие трудности удержания в памяти грамматического образа слова: персеверации (бпибиблиогпекаръ - библиотекарь); перестановке звуков и слогов (потрной - портной); в сокращении согласных при стечении (качиха кет кань - ткачиха ткет ткань); в заменах слогов (кабукетка - табуретка); реже в опускании слогов (трехтажный - трехэтажный).

У детей с данным уровнем речевого развития обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны языка. Несмотря на разнообразный предметный словарь, в нем отсутствуют слова, обозначающие некоторых животных (филин, кенгуру), растений (кактус, вьюн), профессий людей (экскурсовод, пианист), частей тела (пятка, ноздри). Смешивают родовые и видовые понятия (деревья - березки, елки, лес).

При обозначении действий и признаков предметов используются типовые и сходные названия (прямоугольный — квадрат, перебежал - бежал). Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по значению (мальчик чистит метлой двор - мальчик подметает); в поточном употреблении и смешении признаков (высокий дом - большой, смелый мальчик — быстрый).

Дети демонстрируют достаточную сформированность лексических средств языка и умения устанавливать системные связи и отношения, существующие внутри лексических групп. Они легко справляются с подбором общеупотребительных антонимов, указывающих на размер предмета (большой — маленький), пространственную противоположность (далеко - близко), оценочную характеристику (плохой - хороший).

Трудности появляются в выражении антонимических отношений абстрактных слов (бег - хождение, бежать, ходить, набег; жадность -нежадность, вежливость; вежливость - злой, доброта, невежливость) и увеличиваются по мере абстрактности их значения (молодость - немолодость; передняя дверь - задок, задних, не передничек).

Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением (румяный как яблоко трактуется - много съел яблок).

При наличии достаточного запаса слов, обозначающих профессии, возникают значительные трудности при назывании лиц мужского и женского рода (летчик вместо летчица); появляются собственные формы словообразования, не свойственные русскому языку (скрепучка - скрипачка).

Выраженные трудности появляются при образовании слов с помощью увеличительных суффиксов. Дети либо повторяют названное слово (большой дом - домище), либо называют произвольную его форму (домуща - домище). Стойкими остаются ошибки при употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов (гнездко - гнездышко); суффиксов единичности (чайка - чаинка).

На фоне использования многих сложных слов, часто встречающихся в речевой практике (листопад, снегопад, самолет, вертолет), отмечаются трудности в образовании малознакомых сложных слов (лодка - ледокол, пчельник - пчеловод).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Статьи по теме:

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru