Описание диагностических методик

Страница 1

Методика № 1. «Предикативный словарь» (Г.А. Волкова)

Цель: выявление уровня овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста.

Материал: предметные картинки (ручка, нож, ножницы, ложка, карандаш, кисть, топор, пила, молоток, щетка).

Методика исследования:

Назвать действие по предъявленному предмету. Логопед использует предметные картинки. «Что делают ручкой?» Ответ ребенка (или с помощью логопеда): «Пишут». «Ножом?» … (с продолжающейся интонацией), ребенок: «Режут».

Далее: ножницами стригут, ложкой едят, карандашом рисуют (пишут), кистью красят, топором рубят, пилой пилят, молотком забивают, щеткой чистят, иголкой шьют.

Оценка результатов:

высокий уровень - правильно выполняет задание.

средний уровень - отмечаются ошибки при выполнении заданий в трудных случаях.

низкий уровень - не справляется с заданием или частые ошибки при выполнении задания.

Методика № 2. «Кто как передвигается» (P.E. Левина)

Цель: выявление уровня овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста.

Материал: предметные картинки (щука плавает, ласточка летит, кузнечик скачет, змея ползет, лошадка стоит, собака сидит, корова ест, самолет летит).

Инструкция: «Скажи, кто как передвигается или в каком состоянии находится: щука плавает, ласточка — …, кузнечик — ., змея — ., лошадка — ., собака — …, корова — ., самолет — .».

Используются предметные картинки, на которых изображены соответствующие действия.

Оценка результатов:

высокий уровень - правильно выполняет задание.

средний уровень - отмечаются ошибки при выполнении заданий в трудных случаях.

низкий уровень - не справляется с заданием или частые ошибки при выполнении задания.

Методика № 3, «Атрибутивный словарь» (Г.В. Чиркова)

Цель: выявление уровня овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста.

Материал: слова.

Инструкция: «Подобрать определения к словам: туча, море, небо, город, дорога, трава, тигр, слон, зайчик, машина».

Оценка результатов:

высокий уровень - правильно выполняет задание.

средний уровень - отмечаются ошибки при выполнении заданий в трудных случаях.

низкий уровень - не справляется с заданием или частые ошибки при выполнении задания.

Методика №4. «Добавление одного общего слова к двум словам» (Б.Ф. Архипова)

Целъ: выявление уровня овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста.

Материал: пары слов и общий вопрос.

кошка — собака (что делают?)

дождь — снег (что делают?)

сидит — стоит (кто?)

льется — журчит (что?)

шумит — дует (что?)

светит — греет (что?)

одевается — обувается (кто?)

Инструкция: «Я назову два слова и вопрос, а ты ответь одним словом. Например, «дерево» — «цветы». Что делают? — «растут» (одно слово)».

Оценка результатов:

высокий уровень - правильно выполняет задание.

средний уровень - отмечаются ошибки при выполнении заданий в трудных случаях.

низкий уровень - не справляется с заданием или частые ошибки при выполнении задания.

Методика №5. «Дополнение последнего слова в предложении» (Б.Ф. Архипова)

Цель: выявление уровня овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста.

Материал: незаконченные логопедом предложения.

Из крана льется .

Солнце светит …

Лимон желтый, а помидор .

Фрукты моют, а белье …

Яйцо овальное, а шар .

Кофта шерстяная, а шуба .

Молоко жидкое, а сметана .

Лимон кислый, а мед .

Инструкция: «Я начну говорить предложение, а ты закончи это предложение».

Оценка результатов:

высокий уровень - правильно выполняет задание,

средний уровень - отмечаются ошибки при выполнении заданий в трудных случаях.

низкий уровень - не справляется с заданием или частые ошибки при выполнении задания.

Результаты выполнения заданий соотносятся, и делается вывод об уровне овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста:

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Возможности и пути использования дифференциации в учебном процессе
В настоящее время появились различные учебные заведения нового типа (гимназии, лицеи, колледжи и.т.д.), в организации работы которых реализуется внешняя дифференциация. В таких образовательных учрежд ...

Проблема формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста
Познавательная активность в наше время не достаточно изучена, но изучение этой темы началось давно. Еще Ян Амос Каменский начал заниматься этой проблемой. Он совершил революцию в дидактике рассматрив ...

Проблемы участия России в Болонском процессе
Высшее образование в России обладает одной принципиальной особенностью, какой нет ни в Европе, ни в Америке. Это – сосредоточение элитных вузов в Москве, Петербурге и в ряде академических центров. Эт ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru