Описание диагностических методик

Страница 1

Методика № 1. «Предикативный словарь» (Г.А. Волкова)

Цель: выявление уровня овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста.

Материал: предметные картинки (ручка, нож, ножницы, ложка, карандаш, кисть, топор, пила, молоток, щетка).

Методика исследования:

Назвать действие по предъявленному предмету. Логопед использует предметные картинки. «Что делают ручкой?» Ответ ребенка (или с помощью логопеда): «Пишут». «Ножом?» … (с продолжающейся интонацией), ребенок: «Режут».

Далее: ножницами стригут, ложкой едят, карандашом рисуют (пишут), кистью красят, топором рубят, пилой пилят, молотком забивают, щеткой чистят, иголкой шьют.

Оценка результатов:

высокий уровень - правильно выполняет задание.

средний уровень - отмечаются ошибки при выполнении заданий в трудных случаях.

низкий уровень - не справляется с заданием или частые ошибки при выполнении задания.

Методика № 2. «Кто как передвигается» (P.E. Левина)

Цель: выявление уровня овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста.

Материал: предметные картинки (щука плавает, ласточка летит, кузнечик скачет, змея ползет, лошадка стоит, собака сидит, корова ест, самолет летит).

Инструкция: «Скажи, кто как передвигается или в каком состоянии находится: щука плавает, ласточка — …, кузнечик — ., змея — ., лошадка — ., собака — …, корова — ., самолет — .».

Используются предметные картинки, на которых изображены соответствующие действия.

Оценка результатов:

высокий уровень - правильно выполняет задание.

средний уровень - отмечаются ошибки при выполнении заданий в трудных случаях.

низкий уровень - не справляется с заданием или частые ошибки при выполнении задания.

Методика № 3, «Атрибутивный словарь» (Г.В. Чиркова)

Цель: выявление уровня овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста.

Материал: слова.

Инструкция: «Подобрать определения к словам: туча, море, небо, город, дорога, трава, тигр, слон, зайчик, машина».

Оценка результатов:

высокий уровень - правильно выполняет задание.

средний уровень - отмечаются ошибки при выполнении заданий в трудных случаях.

низкий уровень - не справляется с заданием или частые ошибки при выполнении задания.

Методика №4. «Добавление одного общего слова к двум словам» (Б.Ф. Архипова)

Целъ: выявление уровня овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста.

Материал: пары слов и общий вопрос.

кошка — собака (что делают?)

дождь — снег (что делают?)

сидит — стоит (кто?)

льется — журчит (что?)

шумит — дует (что?)

светит — греет (что?)

одевается — обувается (кто?)

Инструкция: «Я назову два слова и вопрос, а ты ответь одним словом. Например, «дерево» — «цветы». Что делают? — «растут» (одно слово)».

Оценка результатов:

высокий уровень - правильно выполняет задание.

средний уровень - отмечаются ошибки при выполнении заданий в трудных случаях.

низкий уровень - не справляется с заданием или частые ошибки при выполнении задания.

Методика №5. «Дополнение последнего слова в предложении» (Б.Ф. Архипова)

Цель: выявление уровня овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста.

Материал: незаконченные логопедом предложения.

Из крана льется .

Солнце светит …

Лимон желтый, а помидор .

Фрукты моют, а белье …

Яйцо овальное, а шар .

Кофта шерстяная, а шуба .

Молоко жидкое, а сметана .

Лимон кислый, а мед .

Инструкция: «Я начну говорить предложение, а ты закончи это предложение».

Оценка результатов:

высокий уровень - правильно выполняет задание,

средний уровень - отмечаются ошибки при выполнении заданий в трудных случаях.

низкий уровень - не справляется с заданием или частые ошибки при выполнении задания.

Результаты выполнения заданий соотносятся, и делается вывод об уровне овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста:

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Возрастные особенности нравственного развития детей
В литературе обычно указывается на роль сензитивных периодов в интеллектуальном развитии, но есть основания говорить и о сензитивных периодах нравственного развития ребенка. Как отмечал Л. С. Выгодск ...

Психолого-педагогические условия изучения теоретико-литературных понятий
Успешному формированию понятий способствует постановка теоретико-литературных задач на год, на цикл уроков, даже на отдельный урок, лекции и беседы по теоретическим проблемам литературы. Но особенно ...

Развитие мышления ребенка
В преддошкольном возрасте (до трех лет включительно) мышление в основном наглядно-действенное. В возрасте четырех – семи лет возникает наглядно-образное мышление в простейшей форме преимущественно у ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru