Описание диагностических методик

Страница 3

При выполнении второго задания у детей данной категории выявились следующие особенности:

Самыми простыми оказались такие слова, как; ласточка, самолет, лошадка, собака. Однако отмечались и ошибки: звукоподражания (ну-ну, му, гав-гав), существительные (щука - рыба, в реке, ласточка - птица), неточный по смыслу глагол (змея — идет, ходит, корова — скачет, лошадка — прыгает), неправильный выбор грамматической формы слова (корова — естит), трудности в звукопроизношении слова. Большинство детей называли неточные по смыслу глаголы или словосочетания («собака» — «лапа болит»). Некоторые дети используют отрицание: «змея» — «не летает».

Большинство детей испытывали значительные затруднения при выполнении данного задания. Во многих случаях дети или отказывались отвечать или повторяли один и тот же глагол относительно разных существительных (скачет - лошадка, собака, корова; стоит - лошадка, собака, корова). Таким образом, большинство детей справились с данным заданием на низком уровне.

Методика №3. «Атрибутивный словарь»

Результаты исследования по данной методике представлены в приложении 2.3 и таблице 3.

Таблица 3

Результаты исследования по методике «Атрибутивный словарь» у детей дошкольного возраста с системными нарушениями речи

Уровень овладения лексической сочетаемостью слов

Высокий

Средний

Низкий

Количество детей

0

5

15

Большинство детей дошкольного возраста с системными нарушениями речи (15 детей) справились с заданием на низком уровне. 5 детей - на среднем уровне, детей с высоким уровнем не выявлено.

Данное задание оказалось одним из самых сложных из предложенных. Очень много ответов «не знаю», отказов отвечать.

Те дети, которые выполняли данное задание, чаще называли цвет предмета. Например, трава - зеленая, небо - голубое, синее, зайчик - белый. Некоторые дети называли другие качественные признаки. Например, зайчик - мягкий, маленький, машина - дорогая, большая, тигр - злой, полосатый.

Часть детей выполняло данное задание по аналогии с предыдущими: вместо признаков, называли действия, не замечая поставленного вопроса: тигр - рычит, зайчик - ушами шевелит, машина - едет.

Наибольшее разнообразие ответов отмечалось при поиске признаков для слова машина: подбирались и признаки (большая, дорогая, синяя), и слова-названия (иномарка, Волга), и действия (едет). Правильными являются только первые три.

Таким образом, большинство детей справились с данным заданием на низком уровне.

Методика №4. «Добавление одного общего слова к двум словам»

Результаты исследования по данной методике представлены в приложении 2.4 и таблице 4.

Таблица 4

Результаты исследования по методике «Добавление одного общего слова к двум словам» у детей дошкольного возраста с системными нарушениями речи

Уровень овладения лексической сочетаемостью слов

Высокий

Средний

Низкий

Количество детей

0

3

17

По данным таблицы 4, большинство детей дошкольного возраста с системными нарушениями речи (17 детей) справились с заданием на низком уровне, 3 ребенка — на среднем уровне, детей с высоким уровнем не выявлено.

Данное задание вызвало значительные затруднения, так как надо было подобрать одно слово к двум глаголам или к двум существительным. Дети добавляли к двум предложенным словам слова других частей речи (т.е. ответ не соответствовал вопросу). Например, «сидит - «стоит» - стоит. Часть детей просто повторяли последнее сказанное экспериментаторам слово, не обращая внимания на предложенную формулировку задания. Подбирались неточные слова: «дождь - снег» - падают.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Проверка динамики формирования знаний по теоретико-литературным понятиям на контрольном этапе
На этапе контрольного эксперимента основной целью являлось уточнение результатов проведенной работы, подтверждение гипотезы, выдвинутой в начале исследования. Проверка эффективности использования доп ...

Учение Макаренко о коллективе
Латинское слово "коллективус" переводят по-разному - сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. В современной литературе под коллективом понимается любая организованная групп ...

Структурно-функциональная модель взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи
Современному детскому саду необходимо синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, обогащающими развитие детей. Ребенок должен полу ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru