Описание диагностических методик

Страница 2

высокий уровень - дети правильно подбирают слова, легко находят одно общее слово к двум словам; владеют нормами лексической сочетаемости слов;

средний уровень - при подборе слов отмечаются ошибки, особенно это касается владения атрибутивным словарем; хороший уровень владения предикативным словарем, незначительное количество ошибок; с трудом подбирают одно общее слово к двум словам;

низкий уровень - отмечается большое количество ошибок при подборе слов, не владеют нормами лексической сочетаемости.

Результаты экспериментального исследования

С помощью описанных выше методик (см. 2.2) нами было проведено экспериментальное исследование особенностей овладения лексической сочетаемостью слов детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Протоколы исследования, материалы к. методикам представлены в приложении 2.

Методика №1. «Предикативный словарь»

Результаты исследования по данной методике представлены в приложении 2.1 и таблице 1.

Таблица 1

Результаты исследования по методике «Предикативный словарь» у детей дошкольного возраста с системными нарушениями речи

Уровень овладения лексической сочетаемостью слов

Высокий

Средний

Низкий

Количество детей

0

5

15

По данным таблицы 1, большинство дошкольников с системными нарушениями речи (15 детей) выполнило данное задание на низком уровне, 5 детей - на среднем уровне, детей с высоким уровнем не выявлено.

При выполнении данного задания у детей с системными нарушениями речи отмечались следующие особенности.

Большинство детей затруднялось в поиске подходящего глагола. Подбирались глаголы близкие по смыслу, однако, не сочетающиеся с данным существительным. Например, пилой не режут, а пилят; ручкой не рисуют, а пишут.

У одного мальчика наблюдались очень агрессивные ответы: ножом зарежут, топором зарежут, молотком стукнут.

Дети подбирали глагол «рисует» к словам «ручка», «карандаш», «кисточка», глагол «режет» к словам «нож», «ножницы», «пила».

Наибольшие трудности вызвали слова «молоток», «топор», «щетка», Один ребенок образовал глагол от слова «топор» - «топорит». К слову «щетка только трое детей смогли правильно подобрать глагол «чистить», остальные дети не справились с заданием, Отмечались ошибки в назывании глаголов, например, «рисовывает», «резовывает» и т.п.

Большое количество ошибок отмечалось при воспроизведении слова: трудности звукопроизношения и словоизменения слова. Например, вместо стукает - тукает; чистить зубы - зубы чищет, кушать - ести, рисовать -рисовает и т.п.

Некоторые дети подбирали не глаголы, а существительные или словосочетания, Например, нож - хлеб резать; ложка - посуда, ложка - еда; молоток — гвозди вбивают, Последний ответ был засчитан как неверный, хотя и по смыслу близок к правильному: гвозди забивают молотком. Первый ответ относительно ножа был засчитан как правильный. Остальные существительные не отвечали поставленному детям вопросу.

Часть детей затруднялась при выполнении данного задания, отвечая «не знаю» или «надо».

Таким образом, большинство детей справились с заданием на низком уровне.

Методика №2. «Кто как передвигается»

Результаты исследования по данной методике представлены в приложении 2.2 и таблице 2.

По данным таблицы 2, большинство детей дошкольного возраста с системными нарушениями речи (13 детей) справились с заданием на низком , 7 детей – на среднем уровне, детей с высоким уровнем не выявлено.

Таблица 2

Результаты исследования по методике «Кто как передвигается» у детей дошкольного возраста с системными нарушениями речи

Уровень овладения лексической сочетаемостью слов

Высокий

Средний

Низкий

Количество детей

0

7

13

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Детская безнадзорность и беспризорность
Одной из наиболее острых проблем современного российского общества, связанной с издержками социализации детей в неблагополучных семьях, является детская беспризорность (бездомность) и безнадзорность ...

Письменная проверка результатов обучения
К методам письменной проверки результатов обучения относятся письменная контрольная работа на 45 мин, проверочные работы на 10-15 мин, письменные домашние задания, письменный учет знаний отдельных уч ...

Реализация комплекса методических мероприятий организации взаимодействия ДОУ и семьи по развитию лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
Успешность процесса развития лексико-грамматического строя речи во многом зависит от правильно организованной совместной работы воспитателя и родителей детей. Комплексный подход предполагает активное ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru