Исследование влияния игры на развитие познавательных способностей младших школьников

Статьи о педагогике » Игра как средство развития познавательных процессов младших школьников » Исследование влияния игры на развитие познавательных способностей младших школьников

Страница 6

Задания школьнику.

Перекопируй графические изображения с 100-клеточную таблицу и сосчитай:

Сколько раз встречается знак «плюс» (+)?

Сколько раз встречается знак «минус» (-)?

Сколько раз встречается знак деления (:)?

Сколько раз встречается знак «равно» (=)?

Сколько раз встречается знак умножения (x)?

Сколько раз встречается знак точка (.)?

Правильный ответ:

12

12

8

9

9

12

Математическое определение уровней.

Сумма точно воспроизведенных графических изображений за определенное время (3 минуты) равна:

0-21- низкий уровень,

22-42 - средний уровень,

42-62- хороший уровень.

Диагностика воображения младшего школьника

Воображение ребенка оценивается по степени развитости у него фантазии, которая в свою очередь может проявляться в рассказах, рисунках, поделках и других продуктах творческой деятельности.

Для диагностики способностей воображения использовали следующие методические подходы, изложенные В. Д. Шадриковым:

Оценка оригинальности традиционных видов и форм деятельности;

Тестирование, связанное с оценкой продуктивности процессов воображения;

Самооценка параметров образов воображения.

Диагностика воображения проводилась по опроснику Р. Гордона.

Исследование сферы воображения

Опросник предназначен для оценки сферы воображения. Основан на процедуре самооценки образа-представления и способности манипулировать им. Субъекта просят представить ту или иную сцену жизни. В зависимости от своей способности сделать это он отвечает «да», «нет», «неуверен». Каждому ответу присваивается определенный балл. Считается, что даже один ответ «нет» говорит о затруднениях с контролируемостью образов-представлений.

Вопросы:

Можете ли вы представить машину, стоящую на дороге перед домом?

Можете ли вы увидеть эту же картину в цвете?

Можете ли вы увидеть эту же картину в другом цвете?

Представьте ту же самую машину у того же дома, но перевернутой.

Представьте эту же машину, снова стоящую на четырех колесах на том же самом месте.

Представьте ту же машину, мчащуюся по дороге.

Представьте ту же машину, поднимающуюся на крутую гору.

Представьте, как эта машина на полной скорости врезается в дом.

Представьте, как эта машина едет по мосту и вдруг падает через край моста в реку, пробив ограждение.

Представьте, как эта машина лежит на свалке.

Математическое определение уровней.

Сумма ответов «да» равна:

0-3- низкий уровень,

4-7 - средний уровень,

8-10- хороший уровень.

Особенности творческого воображения можно определить, используя следующие задачи:

Задача 1.

Выяснить некоторые особенности творческого воображения, выраженного в словесной форме.

Ход задачи.

Дети прослушивают начало рассказа: «Темнело. Шёл нудный дождь. На трамвайной остановке под зонтиком стояли две девушки. Они о чём- то разговаривали. Вдруг…».

Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа. Время на работу 10 минут.

В качестве оценки используются следующие показатели: законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, необычность поворота сюжета, неожиданность концовки.

Задача 2.

Выяснить особенности творческого воображения.

Ход задачи.

Детям предлагается начертить в тетради кружок диаметром 2см в центре чистого листа. Затем прибавить к нему сколько угодно штрихов и получить осмысленный законченный рисунок предмета.

Вывод. Воображение развертывается на основе какого-либо исходного материала (слова, текста, чертежа, схемы, знака); точность и яркость образов зависят от знаний человека, от умения извлекать их из памяти, увязать с задачей и исходными данными; воображение играет существенную роль в процессе усвоения знаний.

На констатирующем этапе эксперимента, используя различные методики, мы провели диагностику уровня развития познавательных процессов младших школьников (Таблица 2).

Таблица 2

Сравнительные данные развития познавательных процессов младших школьников на констатирующем этапе эксперимента

Группа

Количество человек в группе

внимание

память

мышление

речь

восприятие

воображение

низкое

среднее

хорошее

низкая

средняя

хорошая

низкое

среднее

хорошее

низкая

средняя

хорошая

низкое

среднее

хорошее

низкое

среднее

хорошее

Контрольная

12

2

8

2

0

8

4

2

7

3

0

9

3

2

6

4

3

5

4

Экспериментальная

12

1

8

3

1

6

5

1

8

3

1

7

4

3

7

2

2

5

5

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Статьи по теме:

Принципы дидактики в обучении математике
Методика не только использует достижения дидактики для усовершенствования учебного процесса, но и сама оказывает влияние на развитие дидактики МПМ, решая свои задачи, учитывает основные общедидактиче ...

Технология формирования спортивной культуры у учащихся 4-х классов на уроках физической культуры
Существует множество интересных определений сущности педагогических технологий - термина, ставшего довольно популярным в последнее десятилетие. Технология - это совокупность приемов, применяемых в ка ...

Сюжетно-ролевая игра – это игры , которые придумывают сами дети
В них отражаются их знания, впечатления представление об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. У каждой игры есть тема, игровой замысел, сюжет содержание роли. Дошкольное детство - от 3 ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru