Исследование влияния игры на развитие познавательных способностей младших школьников

Статьи о педагогике » Игра как средство развития познавательных процессов младших школьников » Исследование влияния игры на развитие познавательных способностей младших школьников

Страница 4

По количеству правильно воспроизведенных чисел проводится оценка кратковременной зрительной памяти. Максимальное количество информации, которое может храниться в кратковременной памяти

- 10-12 единиц – хороший уровень.

- 6-9 единиц – средний уровень,

- 3-5 единиц - низкий уровень.

Диагностика мышления младшего школьника

В младшем школьном возрасте под влиянием учения как ведущей деятельности активно развиваются все три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Особенно значительные изменения происходят в развитии последнего вида мышления, которое в начале данного периода жизни ребенка еще относительно слабо развито, а к его концу, т.е. к началу подросткового возраста, становится главным и по своим качествам уже мало чем отличается от аналогичного вида мышления взрослых людей. В этой связи практическая психодиагностика мышления детей младшего школьного возраста должна быть направлена, с одной стороны, на оценку всех видов мышления у ребенка, а с другой стороны, на особую оценку словесно-логического мышления.

С целью изучения особенностей мышления была использована методика «Пословицы» Б. В. Зейгарник описанная Т. Н. Овчинниковой.

Изучение особенностей мышления

В качестве экспериментально материала использовались два набора карточек. На карточках одного набора были написаны пословицы, на карточках другого - фразы. Часть этих фраз ничего общего с пословицами не имела, но в них были включены слова, упоминающиеся в пословицах, часть же фраз раскрывала смысл предъявленных ребенку пословиц.

Пословицы:

Цыплят по осени считают.

Волка ноги кормят.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Недруг поддакивает, а друг спорит.

Злой не верит, что есть добрые люди.

Умел ошибиться, умей и поправиться.

Учение свет, а неучение – тьма.

Фразы:

О деле судят по результатам.

Цыплята вырастают к осени.

Одну хорошую книгу прочесть полезнее, чем семь плохих.

Чтобы сделать работу лучше, надо о ней хорошо подумать.

Злой человек не любит доброго.

Ошибку нужно постараться исправить.

Если ты не прав, то друг всегда докажет тебе, что ты не прав.

Учение дается легче в светлое время суток.

Безделие делает день длиннее.

Прежде, чем что-то сказать – подумай. Слово назад не возьмешь.

Волк догоняет свою добычу, он никогда не сидит в засаде.

Перед испытуемым в беспорядке раскладываются карточки с фразами и пословицами. Предлагается внимательно их прочитать. После этого экспериментатор берет карточки с пословицами и поочередно предъявляет их испытуемому, требуя после каждого предъявления пословицы отыскать в имеющемся у ребенка наборе подходящую по смыслу фразу.

Экспериментатор отмечает в протоколе уровень: «хороший», «средний», «низкий».

Прежде чем приступить к проведению эксперимента, мы стремились наладить с ребенком эмоциональный контакт, а также получше с ним познакомиться (выяснить, какие пословицы он знает, может ли объяснить их смысл).

Диагностика речи младшего школьника

Речь у детей младшего школьного возраста обычно развивается параллельно с совершенствованием мышления, особенно словесно-логического, поэтому, когда проводится психодиагностика развития мышления, она частично затрагивает речь, и наоборот: когда изучается речь ребенка, то в получаемых показателях не может не отразиться уровень развития мышления. Однако в младшем школьном возрасте речь необходимо все же выделять и оценивать отдельно от мышления, причем ее диагностика может быть двоякой: лингвистической и психологической. В первом случае выделяются и оцениваются те признаки речи, которые соответствуют ее лингвистическому анализу, в том числе лексика, грамматика, стилистика, фонетика и т.п. Во втором случае изучению подлежит в основном то, как ребенок пользуется речью для управления своими познавательными процессами, для регуляции поведения и общения с окружающими людьми.

Полностью разделить лингвистический и психологический виды анализа речи на практике так же невозможно, как отдельно провести психодиагностику мышления и речи. Дело здесь в том, что речь человека в ее практическом виде содержит в себе как языковое (лингвистическое), так и человеческое (личностное, психологическое) начала.

Следующая методика психодиагностики речи позволяет получить информацию о соответствующем познавательном процессе, а именно определения понятий (в данном случае в отличие от исследования мышления обращается внимание на владение словом ври выражении мысли, а не на саму мысль).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Статьи по теме:

Особенности применения дидактических игр на уроках информатики
Современный урок – понятие многогранное. Это и логика изложения, и разнообразие дидактического материала, и организация работы учащихся, и постоянные поиски форм и методов преподавания, и техническое ...

Отрицательное и положительное воздействие сверстников
Подростки предпочитают делиться многими своими проблемами не с родителями, а с друзьями. Чаще всего к советам своих друзей они прибегают, когда возникают трудности в общении с родителями, учителями и ...

Оценка вербально-логического мышления
Для проведения исследования потребуются бланки методики «Исключение слов», позволяющей оценить способности испы­туемого к обобщению и выделению существенных признаков. Методика состоит из 15 серий, в ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru