Исследование влияния игры на развитие познавательных способностей младших школьников

Статьи о педагогике » Игра как средство развития познавательных процессов младших школьников » Исследование влияния игры на развитие познавательных способностей младших школьников

Страница 1

Проведенный анализ литературы, подбор и разработка материалов требуют практической, экспериментальной проверки. Экспериментальной площадкой стал Дом детского творчества города Катав-Ивановска. Практика прошла в кружке «Эрудит». В исследовании принимали участие 24 ребенка. В школе они учатся в третьем классе по традиционной программе обучения и занимаются в учреждении дополнительного образования.

В нашем исследовании мы взяли две контрольные подгруппы.

Работа осуществлялась по трем этапам:

констатирующий;

формирующий;

контрольный.

На первом этапе проводился констатирующий эксперимент, направленный на выявление уровня сформированности познавательных процессов младших школьников.

Второй, формирующий этап работы, заключался в созидательной деятельности, сопряженной с реализацией разработанной программы развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста через игру.

Заключительный, третий этап исследования, проводился теми же методами, что и первый. Целью этого этапа было выявление индивидуальных изменений в развитии познавательных процессов младших школьников.

При проведении эксперимента на практике мы использовали следующий инструментарий:

Закрытое тестирование.

Анкетирование.

Срез умений и навыков.

Изучение и анализ литературы.

Рефлексия.

Тест - это вид экспериментального исследования, представляющий собой специальное задание или систему заданий.

Тесты применяют для получения каких-либо данных. Тестовое исследование отличается сравнительной простотой процедуры, оно проводится без сложных технических приспособлений, требует самого простого оснащения.

Традиционный подход к классификации познавательных способностей представляет В.П. Беспалько, В.Д. Шадриков и другие. Представим данную характеристику познавательных процессов в таблице 1, существенным образом обогатив традиционное рассмотрение категории «познавательных способностей» с точки зрения нашего исследования.

Таблица 1

Характеристика познавательных процессов

Познавательные процессы

Определение

Свойства

Виды

Методы и приемы развития

Внимание

Направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или какой-либо деятельности

Избирательность,

Объем,

Распределение,

Концентрация,

Устойчивость,

Переключаемость

Непроизвольное,

Произвольное,

Постпроизвольное

Соревновательные моменты,

Нетрадиционный вопрос,

Контроль и оценка самих учащихся,

Комментированное управление

Память

Организация и сохранение прошлого опыта, позволяющие его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания

Объем запоминания,

Точность,

Длительность хранения,

Скорость запоминания

Кратковременная и долговременная,

Словесно-логическая, образная,

Произвольная, непроизвольная,

Механическая, смысловая

Группировка,

План,

Классификация,

Структурирование,

Схематизация,

Аналогия,

Перекодирование,

Ассоциация,

Повторение,

Метод локальной привязки

Мышление

Обобщенный и опосредованный процесс отражения окружающей действительности в понятиях, суждениях, умозаключениях

Дополнительность – симметричность,

Сознательность- интуитивность,

Масштабность – узость,

Целенаправленность – бесцельность,

Оптимальность – закономерность,

Критичность – априорность,

Системность - стихийность

Образное, логическое, практическое,

Эмпирическое, теоретическое, разумное, диалектическое

Репродуктивное и творческое

Развивающие методы образования, нацеленные на гармонию идейно- понятийного, рефлексирующего мышления,

Ориентир на самопознание,

самообразование.

Речь

Совокупность условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков

Скорость,

Разнообразие,

Грамотность,

Точность

Устная,

Письменная,

Вербальная (словесная),

Невербальная (мимика, жесты, знаки).

Чтение вслух,

Разыгрывание речевых ситуаций,

Овладение произвольной регуляции речевой деятельности,

Повторение,

Комментирование и др.

Восприятие

Целостное отражение предметов, явлений, в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях

Объем,

Быстрота,

Точность,

Полнота,

Надежность

Зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое, обонятельное

Восприятие времени, движения, пространства

Сочетание вербально-

логического материала с

образным, текстового

изложения с графическим представлением, зрительного

восприятия с практическими

действиями.

Воображение

Психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий и представлений

Целостность,

Предметность,

Осмысленность,

обобщенность,

Константность

Избирательность

Визуальные и абстрактно-логические,

Зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные,

Статические, кинетические, преобразующие

Заострение,

Схематизация,

Типизация

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Игра. Функции игры на уроке иностранного языка
Как писал Ф. Шиллер: «в игре человек испытывает такое же наслаждение от свободного обнаружения своих способностей, какое художник испытывает во время творчества». Задача учителя иностранных языков сд ...

Упреждающая адаптация как особая образовательная деятельность преподавателей ВУЗа
Профессиональная адаптация студентов вузов, по мнению большинства исследователей (Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, Т.В. Кудрявцев, Э.Э. Сыманюк, В.А. Толочек), носит стадиальный характер, ей свойственны кризи ...

Психолого-педагогические условия подготовки к обучению в школе детей с задержкой психического развития
Многие ученые (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, У.В. Ульенкова и др.) отмечают у детей с задержкой психического развития пониженный уровень обучаемости, что свидетельствует о необходимос ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru