Были розданы бланки и начата работа. Методика была использована при групповом исследовании.
При обработки результатов анализировалось правильность вычеркивания слов и мотивы объединения других слов в общие группы. При групповом обследовании работа была закончена как только один из исследуемых закончил решение последнего ряда, в отношении остальные - по числу проработанных рядов (количественный показатель)
При правильном выполнении каждого ряда испытуемый получал 2 балла, при неправильном – 0. наивысшая оценка 30 баллов с поправкой на время. При подсчете результатов была использована нижеприведенная формула:
А=В+Т, А – итоговая оценка
В- результат подсчета баллов без учета времени
Т- прибавляемый балл с учетом времени
А также данная таблица.
|
Время (сек) |
Оценка, Т при В >23 |
Время (сек) |
Оценка Т, при В < 24 |
|
90 и менее |
3 |
250 и менее |
0 |
|
91-250 |
0 |
251-330 |
-3 |
|
251 и более |
-3 |
331 и более |
-6 |
Методика «Образование сложных аналогий»
Цель: исследовать способность к выделению сложных, абстрактных логических отношений.
Оборудование: карандаш, специальные бланки
Стимульный материал:
1. овца-стадо
2. малина-ягода
3. море-океан
4. свет-темнота
5. отравление-смерть
6. враг-неприятность
испуг-бегство
физика-наука
правильно-верно
грядка-огород
похвала-брань
пара-два
слово-фраза
бодрость-вялость
десять-число
праздность-безделье
глава-роман
покой-движение
прохлада-мороз
обман-недоверие
пение-искусство
свобода-независимость
Испытуемым была зачитана следующая инструкция: « В верхней части бланка расположены 6 пар сов, каждой из которых присущи определенные отношения. Например, «овца-стадо» - часть и целое, «малина-ягода» - определение, «море-океан» - различаются в количественном отношении. В нижней части бланка расположены пары слов, связь которых вы должны сопоставить с одним из образцов, находящихся в верхней части бланка. Против каждой пары указаны номера образцов. Рядом с каждой парой вы должны обвести номер, соответствующий паре образцу». При этом вариант решения был показан следующим образом: «поджог является следствием мести, аналогично тому, как смерть-следствие отравления, следовательно пары «месть-поджог» нужно ставить номер 5, что соответствует паре-образцу: «отравление-смерть».
После зачтения инструкции были розданы испытуемым бланки и дано указание начать работу. Время выполнения задания не засчитывалось.
При обработки полученных результатов учитывался качественные характеристики. Обсуждение допущенных ошибок испытуемого дало возможность оценить логический строй мышления испытуемого, целенаправленность и критичность его мышления. Также была осуществлена количественная обработка результатов: 16 заданий этого теста оцениваются каждое по 2 балла при выполнении и 0 баллов при невыполнении. При подведении итогов выполнения задания использовалась нижеприведенная формула:
Статьи по теме:
Основные положения получения высшего образования и
проблематика его получения
В Республике Беларусь в 2008/2009 учебном году получение высшего образования обеспечивают 44 учреждения (30 университетов, 7 академий, 4 института, 3 высших колледжа) государственной и 10 учреждений ...
Методические аспекты национального воспитания
младших школьников
Рассмотрим средства национального воспитания. К ним относят пословицы, загадки, песни и сказки. Пословицы удовлетворяли многие духовные потребности трудящихся: познавательно-интеллектуальные (образов ...
Трудности профессионального самоопределения
В процессе профессионального самоопределения учащихся встречаются определенные препятствия, возникающие в связи с решением задач выбора профессии. В основе лежит несколько групп противоречий: противо ...