Психологические основы развития звукопроизношенияу детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Статьи о педагогике » Коррекция сигматизма шипящих звуков у старших дошкольников с ОНР » Психологические основы развития звукопроизношенияу детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Страница 3

На девятом – десятом месяцах, подражая, ребенок способен произносить цепочки повторяющихся слогов. Очень важно в это время поощрять ребенка к лепету, т. к. он уже способен копировать интонации. Малыш уже выражает свои потребности и эмоции.

Развивается понимание речи. Опорой в этом умении является зрительное восприятие. Общение между ребенком и взрослым начинает строиться с помощью речи взрослого. Ребенок начинает активно общаться с помощью жестов, с радостью играет в «ладушки».

На одиннадцатом – двенадцатом месяцах дети начинают понимать обращенную к ним речь, уже могут выполнять простые просьбы взрослых, подкрепленные жестами. В активной речи малыша появляются первые слова. Запас слов годовалого ребенка не одинаков: от двух-трех до пятнадцати-двадцати слов. Есть дети, не имеющие в активном словаре слов, но демонстрирующие приличное понимание речи.

Первые слова, которые произносит маленький ребенок, это, как правило, ударные слоги знакомых слов: «ка» - каша, «пу» - капуста; простые двусложные слова, состоящие из двух одинаковых слогов: «мама», «папа», «баба» и т. д. Эти слоги и простейшие слова можно назвать словами-предложениями, т. к. для ребенка они обозначают целые понятия, хотя в этих словах-предложениях нет сочетания по грамматическим правилам языка. На этом этапе малыш использует в общении как минимум одно – два «лепетных слова» (типа ляля, баба), понятных для родителей в конкретной ситуации.

К году нормально развивающийся ребенок употребляет уже пять – шесть «лепетных слова», понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Он хорошо уже понимает простые просьбы и фразы, сопровождаемые жестами («поцелуй маму», «где папа?», «дай ручку», «нельзя»).

В два года дети понимают обозначаемые на простых сюжетных картинках действия и предметы, а также значение пространственных предлогов (положи на стол, сядь на диван). Они могут выполнять простые просьбы взрослых, состоящие из двух частей (подойди к столу и принеси куклу). Уже понимают обобщающее значение наименований однородных предметов (любой стул – это стул).

К полутора годам в активном словаре ребенка насчитывается около пятидесяти слов, а к двум годам – двести-четыреста слов. Это преимущественно существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие простые действия.

После полутора лет малыши способны задавать вопросы: «Как это называется?», «Что это?». Речь еще аграмматична. Дети пока пользуются фразами из двух-четырех слов, согласуют глаголы третьего лица единственного числа настоящего времени с существительными, используют формы некоторых падежей; появляется первое лицо глаголов и местоимение «я».

Для речи ребенка характерно неправильное звукопроизношение большинства звуков родного языка. Это этап физиологического косноязычия. Также наблюдается неустойчивое произношения многих слов: звук то выпадает, то заменяется или же произносится верно.

Дети используют в речи глаголы в повелительном наклонении. Слоговая структура многосложных слов нарушена. Наблюдается упрощение структуры путем опускания слогов и звуков из середины слова: вместо «велосипед» - «апипед», вместо «машина» - «маина» и т. п. Некоторые дети говорят слабым, тихим голосом, т. к. голосовые связки еще путем не сформировались.

Самым значимым отличием речи трехлетнего ребенка от двухлетнего является почти полное отсутствие аграмматизмов в его речи. Связь слов в предложении выражена с помощью окончаний и предлогов. Ребенок начинает употреблять союзы и использует почти все основные части речи.

Звукопроизношение в этот период еще не полностью соответствует норме. В речи ребенка практически отсутствуют шипящие и сонорные, но твердые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей.

Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласный детьми могут произноситься искаженно. В словарном запасе появляются не только слова чисто бытовой тематики, а уже встречаются слова оценочного значения, слова обобщения. Ребенок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Методические рекомендации по проведению самостоятельной работы
Для правильного проведения самостоятельной работы следует пользоваться методическими рекомендациями. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировк ...

Методические рекомендации по обучению решению задач на построение
Как и в каком месте курса геометрии следует знакомить учащихся с общей схемой решения задач на построение? Здесь возникает два различных методических вопроса. Первый из них — это вопрос о том, с како ...

Концептуально - содержательные методические аспекты
Информатизация общества, согласно А.И. Ракитову, представляет собой процесс прогрессивно нарастающего использования информационной техники для производства, переработки, хранения и распространения ин ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru