Подготовка к исследовательской работе

Страница 1

Исследовательская работа предполагает выбор проблемы, ее теоретическое изучение, опытно-экспериментальную дея­тельность, обоснование научно-методических выводов и ре­комендаций.

В университете ее организуют кафедры по специальным программам учебно-научной исследовательской работы сту­дентов. Преподаватели или принимают предложения студен­тов, или предлагают темы, входящие в общую проблему на­учной работы лаборатории, кафедры. Последний вариант от­личается большей возможностью базового, организационного и материального (приборы, оборудование) обеспечения. Ма­териалы исследований вводятся преподавателями в лекции, семинары, практикумы, включаются в программы спецкурсов, экспериментов и др.

Подготовка к исследовательской работе интенсифици­руется на старших курсах, когда студенты выбирают специа­лизацию, тему курсовых и дипломной работы и начинают сбор матери­ала к исследованию. Совместно с руководителем состав­ляются общая программа деятельности, план-проспект дип­ломной работы, ведется подбор литературы. Программа рассчитана на три года. Сначала студент изучает литера­туру и делает историко-теоретический обзор, выделяя тен­денции развития изучаемого объекта, описывает состояние изученности избранной проблемы. Далее конкретизирует­ся план опытно-экспериментальной работы, создается тео­ретическая модель исследуемого процесса, определяются критерии и показатели его эффективности на основе сравнения первоначального и последующих срезов и комплекс­ного анализа достигнутых результатов. В ходе всех видов учебной практики ознакомительной, производственной и преддипломной – происходит сбор исследовательского ма­териала путем разных видов наблюдения за объектом, оп­росов, обобщений.

В любом случае составляется программа собственно опытно-экспериментальной работы, включающей констати­рующий, формирующий и корректирующий этапы, по каждо­му из которых определяются его цель, задачи, содержание, методы, база.

На первом этапе ведется включенное наблюдение за экспериментальной и контрольной группами; проводятся на­чальные срезы уровня развития, например, тех качеств, кото­рые необходимо сформировать; разрабатываются методики исследования.

На следующем этапе идет поиск путей совершенствова­ния изучаемого процесса: его содержания, форм и методов организации, познавательной деятельности учащихся. Сту­дент-исследователь прежде всего знакомится с программно-методическими материалами – Законом об образовании (1994); Государственными стандартами по общеобразова­тельной школе; учебниками и учебными пособиями по пред­мету. Совместно с учителем-экспериментатором проводит­ся апробация рабочих материалов – программ сквозных кур­сов по предметам, пособий, хрестоматий, конспектов уроков, материалов для учащихся, дневников наблюдений и др. В условиях активной практики (8 недель) студент-исследова­тель может не только посетить занятия товарищей, но и оп­робовать свои идеи, применяя комплексные методики и тех­нологии, отрабатывая коллективные и индивидуальные фор­мы работы.

Корректирующий этап эксперимента позволяет проверить по выделенным критериям и показателям результаты сделан­ного, внести уточнения в предлагаемые рекомендации, сде­лать общие выводы.

Студентам необходима разноплановая педагоги­ческая поддержка в поиске и овладении ими приемами и спо­собами эффективной самостоятельной учебной работы.

Самостоятельная учебно-познавательная деятельность включает смысловой, целевой и исполнительский компонен­ты. Овладевая все более сложными интеллектуальными дей­ствиями, студент приходит к активной смысловой ориенти­ровке, позволяющей ему отрабатывать собственные подхо­ды к решению проблемы самообразования. Целевой и ис­полнительский компоненты включают в себя постановку цели, определение задач, планирование действий, выбора спосо­бов и средств их выполнения, самоанализ и самоконтроль результатов, коррекцию перспектив дальнейшей деятель­ности.

Условно выделяются две функции анализа педагогом орга­низации деятельности по самообразованию студентов:

позитивно-творческая – соответствие собственных дей­ствий преподавателя требованиям современной вузовской пе­дагогики, прежде всего умение выделить разные теоретиче­ские концепции и тенденции массового опыта;

практически-действенная – критическое осознание при­чин своих трудностей и неудач, приведение своих педагоги­ческих приемов в соответствие с конкретными условиями ра­боты – с данной группой студентов в зависимости от ее спе­цифики.

Подобный самоанализ стимулирует умение сочетать тео­ретические знания с обращением к практическим ситуациям, введение задач, приближенных к актуальным проблемам со­временности, использование контекстного подхода к обучению, ориентирующего студента на решение профессиональных за­дач.

Правильно, когда при подготовке контрольных и курсовых работ, творческих рефератов в комплексные задания включа­ются преподаватели родственных дисциплин: использование межпредметных связей позволяет студентам полнее раскрыть свое видение проблемы. Значимы консультации, групповые и индивидуальные: они приобщают к самим знаниям. В любом случае важна помощь студенту в определении возможностей его самосовершенствования, правильном и своевременном осознании своей индивидуальности – способностей и склон­ностей, характера ценностных ориентации, потребностей и мо­тивов, интересов, темпов обучаемости и уровня ин­теллектуального развития, особенностей эмоциональной и во­левой сферы.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Основы формирования чувства гражданственности
Современная политическая и экономическая ситуация, складывающаяся в России, объективно выдвинула на первый план проблему формирования гражданского общества, без которого невозможно существование исти ...

Либеральный стиль воспитания
«Либеральный стиль (невмешательство) воспитания характеризуется отсутствием активного участия педагога в управлении процессом обучения и воспитания. Многие, даже важные дела и проблемы фактически мог ...

Опыт социально-педагогической деятельности по социальной адаптации учащихся Серафимовичской специальной школы-интерната VIII вида
ГОУ «Серафимовичская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» является одной из старейших школ в системе специального образования Волгоградской области. В 1952 году с ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru