Подготовка к исследовательской работе

Страница 1

Исследовательская работа предполагает выбор проблемы, ее теоретическое изучение, опытно-экспериментальную дея­тельность, обоснование научно-методических выводов и ре­комендаций.

В университете ее организуют кафедры по специальным программам учебно-научной исследовательской работы сту­дентов. Преподаватели или принимают предложения студен­тов, или предлагают темы, входящие в общую проблему на­учной работы лаборатории, кафедры. Последний вариант от­личается большей возможностью базового, организационного и материального (приборы, оборудование) обеспечения. Ма­териалы исследований вводятся преподавателями в лекции, семинары, практикумы, включаются в программы спецкурсов, экспериментов и др.

Подготовка к исследовательской работе интенсифици­руется на старших курсах, когда студенты выбирают специа­лизацию, тему курсовых и дипломной работы и начинают сбор матери­ала к исследованию. Совместно с руководителем состав­ляются общая программа деятельности, план-проспект дип­ломной работы, ведется подбор литературы. Программа рассчитана на три года. Сначала студент изучает литера­туру и делает историко-теоретический обзор, выделяя тен­денции развития изучаемого объекта, описывает состояние изученности избранной проблемы. Далее конкретизирует­ся план опытно-экспериментальной работы, создается тео­ретическая модель исследуемого процесса, определяются критерии и показатели его эффективности на основе сравнения первоначального и последующих срезов и комплекс­ного анализа достигнутых результатов. В ходе всех видов учебной практики ознакомительной, производственной и преддипломной – происходит сбор исследовательского ма­териала путем разных видов наблюдения за объектом, оп­росов, обобщений.

В любом случае составляется программа собственно опытно-экспериментальной работы, включающей констати­рующий, формирующий и корректирующий этапы, по каждо­му из которых определяются его цель, задачи, содержание, методы, база.

На первом этапе ведется включенное наблюдение за экспериментальной и контрольной группами; проводятся на­чальные срезы уровня развития, например, тех качеств, кото­рые необходимо сформировать; разрабатываются методики исследования.

На следующем этапе идет поиск путей совершенствова­ния изучаемого процесса: его содержания, форм и методов организации, познавательной деятельности учащихся. Сту­дент-исследователь прежде всего знакомится с программно-методическими материалами – Законом об образовании (1994); Государственными стандартами по общеобразова­тельной школе; учебниками и учебными пособиями по пред­мету. Совместно с учителем-экспериментатором проводит­ся апробация рабочих материалов – программ сквозных кур­сов по предметам, пособий, хрестоматий, конспектов уроков, материалов для учащихся, дневников наблюдений и др. В условиях активной практики (8 недель) студент-исследова­тель может не только посетить занятия товарищей, но и оп­робовать свои идеи, применяя комплексные методики и тех­нологии, отрабатывая коллективные и индивидуальные фор­мы работы.

Корректирующий этап эксперимента позволяет проверить по выделенным критериям и показателям результаты сделан­ного, внести уточнения в предлагаемые рекомендации, сде­лать общие выводы.

Студентам необходима разноплановая педагоги­ческая поддержка в поиске и овладении ими приемами и спо­собами эффективной самостоятельной учебной работы.

Самостоятельная учебно-познавательная деятельность включает смысловой, целевой и исполнительский компонен­ты. Овладевая все более сложными интеллектуальными дей­ствиями, студент приходит к активной смысловой ориенти­ровке, позволяющей ему отрабатывать собственные подхо­ды к решению проблемы самообразования. Целевой и ис­полнительский компоненты включают в себя постановку цели, определение задач, планирование действий, выбора спосо­бов и средств их выполнения, самоанализ и самоконтроль результатов, коррекцию перспектив дальнейшей деятель­ности.

Условно выделяются две функции анализа педагогом орга­низации деятельности по самообразованию студентов:

позитивно-творческая – соответствие собственных дей­ствий преподавателя требованиям современной вузовской пе­дагогики, прежде всего умение выделить разные теоретиче­ские концепции и тенденции массового опыта;

практически-действенная – критическое осознание при­чин своих трудностей и неудач, приведение своих педагоги­ческих приемов в соответствие с конкретными условиями ра­боты – с данной группой студентов в зависимости от ее спе­цифики.

Подобный самоанализ стимулирует умение сочетать тео­ретические знания с обращением к практическим ситуациям, введение задач, приближенных к актуальным проблемам со­временности, использование контекстного подхода к обучению, ориентирующего студента на решение профессиональных за­дач.

Правильно, когда при подготовке контрольных и курсовых работ, творческих рефератов в комплексные задания включа­ются преподаватели родственных дисциплин: использование межпредметных связей позволяет студентам полнее раскрыть свое видение проблемы. Значимы консультации, групповые и индивидуальные: они приобщают к самим знаниям. В любом случае важна помощь студенту в определении возможностей его самосовершенствования, правильном и своевременном осознании своей индивидуальности – способностей и склон­ностей, характера ценностных ориентации, потребностей и мо­тивов, интересов, темпов обучаемости и уровня ин­теллектуального развития, особенностей эмоциональной и во­левой сферы.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Методика изучения темы «Прямоугольник»
В учебнике «Геометрия 7-11» А.В. Погорелова понятие «прямоугольник» вводится в §6 «Четырехугольники» в пункте 54 «Прямоугольник»: Прямоугольник - это параллелограмм, у которого все углы прямые. В уче ...

Технологии профилактической социально-педагогической деятельности в работе с подростками осложненного поведения
Одним из направлений решения проблемы социально-педагогической помощи подросткам с осложненным поведением и организации системы эффективной превентивно-профилактической работы с ними является взаимод ...

Программа практикума «Диагностика физического развития детей» и технология руководства самостоятельной деятельностью студентов при его реализации
Пояснительная записка. Практикум «Диагностика физического развития детей» направлен на формирование самостоятельной работы студентов среднего специального учебного заведения. Включение данного практи ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru