Анализ результатов исследования по итогам формирующего эксперимента

Статьи о педагогике » Динамика развития синестезии в речевой деятельности школьников 6,8,10 классов » Анализ результатов исследования по итогам формирующего эксперимента

Страница 2

Мы можем наблюдать разный уровень развития синестезии в речевой деятельности школьников. Синестетические способности учащихся 6 и 8 класса находятся на более низком уровне в отличие от способностей 10 класса. Напомним, работы учащихся 6 и 8 класса насыщены речевыми штампами, простыми или осложненными предложениями, отличаются большим количеством устойчивых метафор и эпитетов, бедны в отношении использования языковых средств. Создавая текст или рисунок, они мало проявляют свою фантазию и речевые умения, часто не умеют синтезировать свои ощущения и эмоции. Тексты и рисунки учащихся 10 классов, наоборот, отличались использованием большого количества языковых средств, оригинальных эпитетов, метафор и сравнительных оборотов, отметим незначительное употребление речевых штампов. Школьники работали самостоятельно, с интересом, пытаясь при выполнении упражнений максимально подключить свои чувства и эмоции. Однако заметим, что положительная динамика развития синестезии в речевой деятельности учащихся всех анализируемых нами классов может свидетельствовать об эффективности предложенной нами экспериментальной системы уроков.

Целью констатирующего этапа эксперимента являлась диагностика развития синестезии в речевой деятельности школьников. Был разработан комплекс уроков, направленный на выявление и формирование синестезии в речи учащихся.

Результаты формирующего эксперимента на заключительном уроке позволили выявить уровень сформированности синестезии после применения специальных упражнений по развитию речи.

У учащихся всех классов наблюдается положительная динамика в речевом развитии. Увеличилось количество учащихся с аудио-визуальной синестезией ( у учащихся 6 класса на 3%, 8 класса – 2 % , 10 класса – 2%) и осложненными комбинациями ощущений (у учащихся 6 класса – на 1%, 8 класса – 3%, 10 класса – 4%).

Концептуальную основу развития синестезии в речевой деятельности школьников в ходе опытно-экспериментальной работы составила разработка комплекса уроков, включающих в себя музыкальные отрывки, репродукции картин, фотографии, отрывки художественных произведений, творческие задания.

Анализ полученных результатов опытно-экспериментальной работы и итогового контрольного среза показывает динамику роста развития синестезии в речевой деятельности школьников 6, 8, 10 классов.

В настоящее время методистами и психологами активно разрабатываются методики, направленные на изучение особенностей развития синестетических способностей школьников, применение которых возможно на уроках русского языка, литературы, музыки, мировой художественной культуры, риторики и др. Создание таких экспериментальных комплексов поможет при реализации воспитательных, развивающих и образовательных целей урока, поможет успешно решить задачу формирования коммуникативной, лингвистической, культурологической и языковой компетенций у школьников.

Нами в ходе исследования явления синестезии в речевой деятельности школьников на уроках русского языка был предложен экспериментальный комплекс, состоящий из пяти уроков и направленный на диагностику развития синестетических способностей учащихся и развитие речевых способностей при подключении сложных комбинаций ощущений.

Мы подробно рассмотрели синестезию школьников как специфическое явление проявления синтеза нескольких уровней восприятия, проанализировали уровень развития синестетических способностей учащихся 6, 8 и 10 классов. Была определена теоретико-методологическая база, проанализированы различные типологии синестезии в параграфе 1.4, разработан экспериментальный комплекс уроков, прошедший апробацию в средней общеобразовательной школе №1 в шестом классе и гимназии №2 в восьмом и десятом классах. Гипотеза подтверждена. Применение упражнений по развитию синестетических способностей на уроках развития речи позволило выявить положительную динамику в речевом развитии школьников младшего школьного, младшего подросткового и старшего подросткового возраста.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Определение целевого компонента обучения
Организация процесса обучения, прежде всего связана с чётким определением его целей, а также осознанием и принятием этих целей учащимися. Цели обучения – это не что иное, как идеальное (мысленное) пр ...

Система начального профессионального образованием
Начальное профессиональное образование - это основание всей пирамиды подготовки кадров. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, слу ...

Анализ учебной и учебно-методической литературы по геометрии
Нами был предварительно проведен и анализ программы по математике. А также анализ учебников по математике для 5-6 классов. 1) Н.Я. Виленкин “Математика 5”: в учебнике две главы “Натуральные числа” и ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru