Изучение явления синестезии в методике русского языка

Страница 2

Развивая в себе каждое из чувств, приобщаясь к произведениям искусства, школьник глубже познает действительность, и чем раньше эти способности начнут развиваться, тем успешнее будет развитие и дальнейшее обучение человека. Этой идеей сейчас начинают активно пользоваться методисты при разработке обучающих программ по развитию речи.

Для благоприятного обучения и развития творческих и эстетических способностей младших школьников и подростков необходима разработка методик, направленных на использование всех органов чувств синхронно.

В настоящее время для развития, например, аудиовизуальной синестезии применяются не полноценные методики, а отдельные упражнения. К примеру, язык и музыка рассматриваются в тесной связи с визуальным миром живописи. Предпринимаются попытки соотнести язык с цветовой палитрой. Ученикам предлагается «озвучить» или «раскрасить» буквы алфавита.

Активно применяется прием «звуковой живописи», когда школьники создают и озвучивают иллюстрацию к несуществующему слову. Например, «мулум», «пальмята», «пылевытиратель», «хлопатель», «козобык» и др. С помощью существующих словообразовательных моделей дети придумывают новое слово языка, чаще всего это название какого-либо животного или предмета, и изображают его на бумаге, раскрашивают и «озвучивают».

Возможен иной вариант «звуковой живописи». В этом случае школьникам предлагаются несколько фигурок, которые также необходимо раскрасить и объяснить, какие звуки они могут издавать и почему.

Чаще всего «звуковая живопись» применяется при исследовании простой синестезии, которая представляет собой комбинацию двух ощущений, в нашем примере – слуха и зрения.

Для изучения сложной синестезии, представленной сложной комбинацией ощущений, используются различные тесты. На основе полученных результатов разрабатываются комплексы упражнений, которые выполняются учениками на интегрированных уроках русского языка, литературы и изобразительного искусства. Школьникам предлагаются несколько репродукций, фотографий или открыток, на которых необходимо найти теплые и холодные цвета, объяснить, какие звуковые ассоциации возникают при взгляде на изображение. Например, для сравнения можно предложить репродукции картин А.К. Саврасова «Зимний пейзаж», В.А.Серова «Зимний пейзаж» и К.А.Коровина «Зимой». Такие упражнения в большом количестве можно встретить в учебно-методическом комплексе С.И. Львовой.

В дополнение к изображениям нередко прилагаются два текста, чаще всего переводы, на уроке проводится сравнительная характеристика. Задача учеников - проанализировать изобразительные средства, сравнить с предложенной иллюстрацией, если она прилагается, охарактеризовать особенности «звучания» текста.

Например, в младших классах могут быть предложены тексты С. Я. Маршака, в среднем звене – переводы Ф.И.Тютчева, старшим школьникам – переводы сонетов и баллад. Достаточно интересные и разнообразные интерпретации получаются при сопоставительном анализе переводов сонетов У.Шекспира. В качестве дополнительного задания учитель может предложить подобрать музыкальный отрывок к иллюстрации или стихотворению. Главные условия подбора экспериментального и учебного материала – совпадение темы и сюжетов между собой, тексты должны быть «музыкальными».

При анализе предложенных отрывков на интегрированных уроках русского языка и литературы используются следующие приемы: комментирование отдельных эпизодов, анализ звукописи и изобразительных средств, определение колорита и настроения произведения, сопоставление «музыкальных характеристик» лирических героев в разных интерпретациях и др.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Своеобразие состояния письменной речи при смешанной дисграфии
Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. А.Р. ...

Современные технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста
Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных ...

Развитие технического творчества учащихся
Развитие технического творчества учащихся можно применять совершенно с другой целью, чем это требуется по условию. Здесь важно иметь в виду, что деятельность учащихся, их конкретные действия, характе ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru