Изучение явления синестезии в методике русского языка

Страница 1

На современном этапе лингвистических исследований развитие научных взглядов привело к расширению представлений о формировании языковой картины мира человека. Большой интерес к себе вызвала проблема изучения синестезии как феномена восприятия и ощущения. С развитием психолингвистики, фоносемантики и психологии личности исследователи стали проводить попытки разработать методики, которые возможно применять на уроках русского языка. Эта актуальная проблема сейчас решается с помощью создания специальных тестов, электронных программ, сетевых ресурсов, упражнений, при ознакомлении с которыми учащиеся смогут развить свои коммуникативные способности на уроках развития речи.

Как упоминалось нами ранее, проявление феномена синестезии на уроках русского языка и развития речи связано с чувственной выразительностью окружающего мира и является условием успешного формирования механизмов образно-эстетического понимания поэтической и прозаической форм.

В своей практике учитель русского языка, опираясь на теорию синестезии, должен использовать различные виды искусств на уроках для создания целостного представления у школьников об исторической эпохе, типе культуры, художественном образе, тем самым задействуя различные рецепторы учащихся. При этом один психофизический механизм дополняет другой. Музыка вызывает слуховые представления, живопись – зрительные, архитектура – пространственные, что создает целостную картину бытия. Использование разных видов искусств на уроке русского языка позволяет пробудить целую гамму чувств и ассоциаций, в идеале учащийся должен воспринимать произведение искусства с включением всех механизмов синестезии.

Говоря о внутрипредметных связях словесности и живописи, следует отметить, что каждое искусство, пытаясь расширить свои возможности, границы, использует средства других искусств. Такое взаимодействие искусств и исследует современная теория и методика обучения словесности. Функции изобразительных искусств и методика их использования в преподавании рассмотрены в методических пособиях и статьях М.Н. Аудерской, Е.С. Добычиной, А.П. Коржуповой, А.П. Крамарева, Т.А. Курдюмовой, В.Г. Леденева, В.С. Мурзаева, Н.А. Радзимовской, М.М. Разумовской, Г.Г. Розенблат, Н.Н. Щирякова, Т.Г. Юркевич и др. Но, к сожалению, авторы данных работ рассматривают наглядность лишь как зрительную опору, на уровне межпредметных связей.

В современной методике появляются новые подходы и технические возможности в преподавании словесности в школе. На место устаревших приемов приходят более усовершенствованные и гармоничные. Теперь вместо наглядности в бумажном исполнении чаще используется наглядность на электронных носителях.

Информационные компьютерные технологии дают возможность приблизиться к оригинальному живописному произведению того или иного художника, увидеть многообразие красок полотен, способствуют разнообразию деятельности учащихся как на уроке, так и во внеурочное время, позволяют совершить виртуальную экскурсию по великим музеям и галереям мира, заочно посетить новые выставочные экспозиции, увидеть памятники архитектуры, в деталях изучить живописное полотно, получить справку по интересующему вопросу. Использование Интернета в современной системе образования, в частности на уроках словесности, рушит барьеры между разновременными картинами мира, помогает воссоздать целостный образ определенной эпохи в сознании школьника.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Игра. Функции игры на уроке иностранного языка
Как писал Ф. Шиллер: «в игре человек испытывает такое же наслаждение от свободного обнаружения своих способностей, какое художник испытывает во время творчества». Задача учителя иностранных языков сд ...

Характеристика основных этапов изучения математических понятий
Методика работы над определением предполагает: 1) знание определения; 2) обучение распознавания объекта, соответствующего данному определению; 3) построение различных контрпримеров. Например, понятие ...

Переход к вариантности программного обеспечения работы дошкольных учреждений
Социальные, экономические и идеологические изменения, про­исходящие за пределами системы образования, не могут оставить без изменения систему образования и воспитания подрастающего поколения. За 30 л ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru