Изучение явления синестезии в методике русского языка

Страница 1

На современном этапе лингвистических исследований развитие научных взглядов привело к расширению представлений о формировании языковой картины мира человека. Большой интерес к себе вызвала проблема изучения синестезии как феномена восприятия и ощущения. С развитием психолингвистики, фоносемантики и психологии личности исследователи стали проводить попытки разработать методики, которые возможно применять на уроках русского языка. Эта актуальная проблема сейчас решается с помощью создания специальных тестов, электронных программ, сетевых ресурсов, упражнений, при ознакомлении с которыми учащиеся смогут развить свои коммуникативные способности на уроках развития речи.

Как упоминалось нами ранее, проявление феномена синестезии на уроках русского языка и развития речи связано с чувственной выразительностью окружающего мира и является условием успешного формирования механизмов образно-эстетического понимания поэтической и прозаической форм.

В своей практике учитель русского языка, опираясь на теорию синестезии, должен использовать различные виды искусств на уроках для создания целостного представления у школьников об исторической эпохе, типе культуры, художественном образе, тем самым задействуя различные рецепторы учащихся. При этом один психофизический механизм дополняет другой. Музыка вызывает слуховые представления, живопись – зрительные, архитектура – пространственные, что создает целостную картину бытия. Использование разных видов искусств на уроке русского языка позволяет пробудить целую гамму чувств и ассоциаций, в идеале учащийся должен воспринимать произведение искусства с включением всех механизмов синестезии.

Говоря о внутрипредметных связях словесности и живописи, следует отметить, что каждое искусство, пытаясь расширить свои возможности, границы, использует средства других искусств. Такое взаимодействие искусств и исследует современная теория и методика обучения словесности. Функции изобразительных искусств и методика их использования в преподавании рассмотрены в методических пособиях и статьях М.Н. Аудерской, Е.С. Добычиной, А.П. Коржуповой, А.П. Крамарева, Т.А. Курдюмовой, В.Г. Леденева, В.С. Мурзаева, Н.А. Радзимовской, М.М. Разумовской, Г.Г. Розенблат, Н.Н. Щирякова, Т.Г. Юркевич и др. Но, к сожалению, авторы данных работ рассматривают наглядность лишь как зрительную опору, на уровне межпредметных связей.

В современной методике появляются новые подходы и технические возможности в преподавании словесности в школе. На место устаревших приемов приходят более усовершенствованные и гармоничные. Теперь вместо наглядности в бумажном исполнении чаще используется наглядность на электронных носителях.

Информационные компьютерные технологии дают возможность приблизиться к оригинальному живописному произведению того или иного художника, увидеть многообразие красок полотен, способствуют разнообразию деятельности учащихся как на уроке, так и во внеурочное время, позволяют совершить виртуальную экскурсию по великим музеям и галереям мира, заочно посетить новые выставочные экспозиции, увидеть памятники архитектуры, в деталях изучить живописное полотно, получить справку по интересующему вопросу. Использование Интернета в современной системе образования, в частности на уроках словесности, рушит барьеры между разновременными картинами мира, помогает воссоздать целостный образ определенной эпохи в сознании школьника.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Понятие логического мышления
Логическое мышление как феномен изучается различными науками: философией, психологией, логикой. Каждая из них по-своему, что вполне справедливо, определяет его сущность. Так, например, в одних источн ...

Сущность и задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста
Термин «экология» происходит от греческих слов (жилище, место пребывания, убежище) и (учение). Экология - наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и сре ...

Анализ действующих Государственных программ «Крымский веночек», «Малятко», «Дитина» и Государственного стандарта «Базовый компонент дошкольного образования в Украине»
Программами по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста («Дитина», «Дитина в дошк. роки», «Малятко» и др.) предусмотрено воспитание у детей любви и бережного отношения к природе. Программы вы ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru