Источники и механизмы развития личности ребенка

Страница 6

Педагогу важно помнить, что помимо мозговых травм в нару­шениях личностного развития играют роль множество других фак­торов. Например, неврозы родителей, семейные разлады, низкий социальный статус усиливают риск возникновения нарушения у ребенка, перенесшего травму.

Высокие требования в школе, снижение успеваемости могут вы­зывать эмоциональные срывы, протест - в зависимости от личност­ных особенностей ребенка.

Отношения окружающих на имеющиеся нарушения у ребенка - настороженное, некорректное, бестактное - могут усиливать риск нарушения. Важным моментом является и собственное отношение ребенка к своим дефектам. Неправильное отношение усугубляет его состояние.

В некоторых случаях причиной отклонений в развитии ребенка могут быть скрытые соматические заболевания, которые не выяв­лены при медицинском освидетельствовании, или неверно постав­ленный диагноз.

Немаловажным является вопрос о наследственном факторе в развитии ребенка. Исследования «генотип-средовой обусловлен­ности индивидуальных различий интеллектуальной сферы» пока­зали, что «генотип определяет примерно половину вариативности показателей интеллекта», т.е. генетические воздействия играют роль в определении индивидуальных различий в интеллекте. В лич­ностной сфере установлены отчетливые связи генотипа с темпера­ментом, а также с некоторыми наиболее обобщенными личност­ными качествами, которые в специальной литературе называют «большой пятеркой». Это энергичность, экстраверсия; альтруизм, склонность идти навстречу людям; сознательность, контроль им­пульсивности; невротизм, негативные эмоции, склонность к нев­розам; открытость к новому опыту, восприимчивость, когнитивная сложность. Правда, в этих свойствах присутствуют больше дина­мические особенности поведения, чем содержательные. Как уже -было отмечено, генетические факторы определяют развитие осо­бенностей темперамента, однако их действие не определяет тип поведения ребенка. Результаты исследований, в которых рассмат­ривалась роль генотипа и среды в развитии личности и темперамента, свидетельствуют и о том, что с возрастом роль генетиче­ского фактора в развитии индивидуальных особенностей личности несколько уменьшается, хотя и не пропадает, а «влияние разли­чающейся среды увеличивается» (М.С. Егорова). Влияние средовых факторов на развитие личности ребенка

В современной психологии личности, психологии развития в контексте культурно-исторической психологии выдвинуты теоре­тические положения, содержащие понимание и объяснение меха­низмов и закономерностей культурного развития (Л.С.Выгот­ский, Д. Б. Эльконин, Э. Д. Эльконин, В. П. Зинченко, А. Г. Асмолов, В.И.Слободчиков). Речь идет не просто о функциональном, а одичностном, духовном развитии. «Тайна развития - в посредниче­ском акте», - утверждает Д. Б. Эльконин. Посредники выступают «психологическими инструментами», орудиями, которые не только стимулируют определенные реакции, вызывают то или иное пове­дение, но они «вызывают к жизни внутренние формы деятельности, определяющие, кроме всего прочего, непредсказуемость внешнего поведения». По средники-медиаторы вызывают способность обра­титься к себе, взглянуть на себя со стороны. Эта способность «за­глядывать внутрь самого себя - начало формирования образа себя и вынесение его в целом или отдельных свойств во вне . объек­тивация своей собственной субъективности», формирование само­сознания и составляет «тайну и первое условие формирования себя, условие сам о строительств а человека, культурного формирования личности» (В. П. Зинченко).

Среда, согласно Л.С.Выготскому, - источник развития, а «не обстановка». Он писал: «Среда как бы вращивается внутрь, пове­дение становится социальным, культурным фактором не только по своим содержаниям, но и по своим механизмам, по своим приемам». Однако среда, культура - это только источник, «пригла­шающая сила». Любой элемент среды может по-разному воздей­ствовать на ребенка, а может быть и нейтральным. Такое понима­ние роли среды в психическом развитии ребенка привело Выгот­ского к введению понятия социальная ситуация развития.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Статьи по теме:

Основные виды педагогической деятельности
Традиционно основными видами педагогической деятельности принято считать преподавание и воспитание. Преподавание – это вид педагогической деятельности, направленный на преимущественно познавательную ...

Методические основы исправления звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Основной целью логопедического воздействия при коррекции звукопроизношения является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи, в процессе которого нужно опираться на ряд п ...

Экологическое воспитание в процессе обучения
Экологическое воспитание осуществляется в результате целенаправленного обучения. Учащиеся в процессе изучения различных предметов обогащаются экологическими знаниями. Нравственное и эстетическое восп ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru