Источники и механизмы развития личности ребенка

Страница 1

В академической науке устоявшимся является положение о сис­темной детерминации развития личности, в схеме которой выде­лено три основных фактора: индивидные свойства человека как предпосылки развития личности, социально-исторический образ жизни как источник развития личности и совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общест­венных отношений (А. Г. Асмолов). Причем речь идет не о парал­лельных линиях программ жизни личности, а об их сложном взаимодействии и взаимообусловленности в ходе развития чело­века. Системообразующим основанием в детерминации развития личности выступает совместная деятельность. Природные, инди­видные свойства и социальная среда не являются «внешними орами», действующими по принципу «больше - меньше». Их пре­образования, влияющие на развитие личности, неотделимы в жизни личности от преобразований самой деятельности.

В теории к настоящему времени сформулированы доминанты развития. Это культура,-ведущая деятельность, сознание, поведе­ние, опыт, потребность и т.д. Выделены различные аспекты раз­вития. Однако развитие человека - процесс сложный, многоплано­вый, не всегда поступательный, линейный, прогрессивно управляе­мый и регулируемый. Все планы развития взаимосвязаны друг с другом, каждый обладает собственным потенциалом и заимствует этот потенциал у других (В. П. Зинченко).

До недавнего времени в психологических исследованиях при­оритет отдавался функциональному развитию, а личностное, ду­ховное развитие не принималось во внимание. Да и в педагогиче­ской практике, в обыденном сознании доминировала установка на развитие отдельных психических функций: мышления, памяти, интеллекта в целом, формирование практических умений и навы­ков. Однако вне духовного развития стало ущербным и функцио­нальное.

Проблемы в развитии ребенка, ущербность, деформации, на­рушения обусловливаются множеством взаимодействующих фак­торов, причин и условий, которые рассматриваются различными научными направлениями с разных теоретических позиций: пси­ходинамических, социодинамических, интеракционистских. В оте­чественной и зарубежной психологии имеется значительное коли­чество теоретических построений, экспериментальных и эмпири­ческих данных, накоплен большой клинический и педагогический опыт, содержащий анализ механизмов развития человека, причин и условий возможных нарушений и деформации психического и личностного развития ребенка в отдельные периоды его жизни.

Сущность развития учеными понимается неоднозначно. В оте­чественной науке сегодня становится приоритетной концепция, рассматривающая развитие не как усвоение, присвоение, послуша­ние, а как саморазвитие, самостроительство, творчество самого себя (С.Л.Рубинштейн, В. П. Зинченко, А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь и др.). Откуда для этого берутся источники? Каждый человек обладает собственной самостью, что и создает неповторимость его развития. Самость не всегда положительна. Но она есть и может многократно усиливаться или гаситься природными, национальными, культурно-историческими условиями, на фоне которых происходит развитие. В психологии развития в рамках научной школы Л.С.Выготского содержатся подходы к пониманию «тайны развития», условий формирования человеком себя, самостроительства себя (Б. Д. Эльконин).

Чем вызваны различия детей и как эти различия влияют на их Развитие? К настоящему времени накоплено достаточно данных, которые имеют не только теоретический, но и практический ин­терес.

Для процесса развития важны половые различия, которые не ог­раничиваются собственно половыми характеристиками. Прежде всего специалисты отмечают скорость созревания. Девочки созре­вают гораздо раньше мальчиков, однако мальчики обладают большей чувствительностью к воздействию физических факторов. Они в большей степени подвержены осложнениям в процессе ро­дов, чаще заражаются и чаще погибают от детских инфекций. У них выше вероятность задержки роста после облучения. Мужчины имеют и меньшую продолжительность жизни по сравнению с жен­щинами (М. Раттер).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Детская безнадзорность и беспризорность
Одной из наиболее острых проблем современного российского общества, связанной с издержками социализации детей в неблагополучных семьях, является детская беспризорность (бездомность) и безнадзорность ...

Внедрение проектных предложений
При разработке образовательной политики школы особое внимание уделяется переходу школы в режим развития. Целью такого перехода является: - обеспечение оптимальной возможности для получения учащимися ...

Организация проектной деятельности на уроках технологии
Образовательная область «Технология», введенная в Базисный учебный план общеобразовательных учреждений в 1993 году, способствует созданию полноценной обучающей и развивающей среды, которая позволяет ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru