Источники и механизмы развития личности ребенка

Страница 2

По многочисленным данным, мальчики и девочки различаются по интеллектуальным, личностным характеристикам и особенно­стям общения (М.С.Егорова). Так, девочки превосходят мальчи­ков по вербальным способностям. Они не отличаются от мальчи­ков по скорости овладения речью, но после двух лет они более охотно разговаривают с другими детьми, речь их более правильная и сложная. До начала обучения в школе эти различия пропадают и появляются после 11 лет, оставаясь постоянными на протяжении всей жизни. У девочек выше беглость речи, они лучше понимают письменный текст.

Мальчики превосходят девочек по пространственному мышле­нию. Эти различия появляются в подростковом возрасте и увели­чиваются с годами. Мальчики превосходят девочек и по матема­тическим способностям. Эти различия начинают обнаруживаться с 12-13 лет. Мальчики более агрессивны, чем девочки, что обна­руживается уже с двух лет, когда это еще не может быть результа­том социализации мальчиков. Агрессивность прослеживается в мальчишеских фантазиях, в вербальных и физических проявлениях.

Половые различия обусловлены действием как биологических, так и социальных факторов. Биологический фактор включает хро­мосомный набор, гормональные особенности, активность фермен­тов, которые производят гормоны, чувствительность тканей к этим ферментам. Однако формирование половых различий к ним не сводится. С рождения ребенок живет в обществе со сложившими­ся представлениями о том, каким должен быть мужчина и какой женщина, какое поведение для тех и других является нормальным и социально одобряемым, что позволено одним и совершенно не­допустимо для других. Общество предоставляет равные возможно­сти мужчинам и женщинам, но предъявляет им разные требования. Все это формирует социальный пол человека или его полоролевую идентификацию (соответствие его «образа Я» и поведения в разных ситуациях тому полу, к которому он принадлежит).

Механизмы и закономерности формирования психологическо­го пола человека производны как от биологических, так и от социальных факторов. На основании экспериментальных данных сде­ланы выводы о том, что в формировании половых различий участ­вуют различные механизмы: социальное научение, имитация, ког­нитивное усвоение полоролевого поведения, создание полоролевых схем. Они же усиливают биологически обусловленные половые различия (М. С. Егорова).

Установлено, что психические нарушения значительно чаще встречаются у мальчиков (М. Раттер). Существует предположение, что мальчики по своей конституции более чувствительны к пси­хическим стрессам, к воздействию неблагоприятных психологиче­ских факторов. К ним, например, относятся ссоры и разногласия между родителями. На мальчиков в большей степени воздейству­ют переживания, связанные с разводом родителей.

Различия полов в частоте психических нарушений связывают с различиями в темпераменте или стилях поведения (М. Раттер). Девочки и женщины обычно более зависимы, конформны, кон­сервативны, эмоциональны, тревожны, слезливы и привередливы. В специальных научных исследованиях подчеркивается роль темперамента как механизма, определяющего особенности поведе­ния человека. В отечественных психологических исследованиях свойства темперамента рассматриваются как формально-динами­ческие, поскольку они не связаны ни с содержанием деятельности, ни с целями и мотивами человека, а определяют динамику деятель­ности, т.е. интенсивность, темп, ритмичность психических харак­теристик человека в процессе деятельности. Исследователи, изуча­ющие темперамент, признают, что свойства темперамента явля­ются устойчивыми, т.е. проявляются на протяжении длительного периода времени; обнаруживаются с раннего детства и представ­ляют собой типичные для человека стилевые особенности поведе­ния, т.е. проявляются во всех сферах жизнедеятельности, связаны со свойствами нервной системы и являются наследственно обуслов­ленными (М.С.Егорова).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Педагогика как искусство
Итак, мы находим, что те различия между наукой и искусством, на которые указывают (между прочим, Милль и за ним Ушинский), в значительной степени неправильны, что на основании этих различий нельзя пр ...

Типология языковых способностей
Вербальные способности - вербальный интеллект. Степень выраженности у индивида словесно-логического (вербального) мышления, способности использовать язык, речь как средство оформления мыслей. Вербаль ...

Система начального профессионального образованием
Начальное профессиональное образование - это основание всей пирамиды подготовки кадров. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, слу ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru