Источники и механизмы развития личности ребенка

Страница 2

По многочисленным данным, мальчики и девочки различаются по интеллектуальным, личностным характеристикам и особенно­стям общения (М.С.Егорова). Так, девочки превосходят мальчи­ков по вербальным способностям. Они не отличаются от мальчи­ков по скорости овладения речью, но после двух лет они более охотно разговаривают с другими детьми, речь их более правильная и сложная. До начала обучения в школе эти различия пропадают и появляются после 11 лет, оставаясь постоянными на протяжении всей жизни. У девочек выше беглость речи, они лучше понимают письменный текст.

Мальчики превосходят девочек по пространственному мышле­нию. Эти различия появляются в подростковом возрасте и увели­чиваются с годами. Мальчики превосходят девочек и по матема­тическим способностям. Эти различия начинают обнаруживаться с 12-13 лет. Мальчики более агрессивны, чем девочки, что обна­руживается уже с двух лет, когда это еще не может быть результа­том социализации мальчиков. Агрессивность прослеживается в мальчишеских фантазиях, в вербальных и физических проявлениях.

Половые различия обусловлены действием как биологических, так и социальных факторов. Биологический фактор включает хро­мосомный набор, гормональные особенности, активность фермен­тов, которые производят гормоны, чувствительность тканей к этим ферментам. Однако формирование половых различий к ним не сводится. С рождения ребенок живет в обществе со сложившими­ся представлениями о том, каким должен быть мужчина и какой женщина, какое поведение для тех и других является нормальным и социально одобряемым, что позволено одним и совершенно не­допустимо для других. Общество предоставляет равные возможно­сти мужчинам и женщинам, но предъявляет им разные требования. Все это формирует социальный пол человека или его полоролевую идентификацию (соответствие его «образа Я» и поведения в разных ситуациях тому полу, к которому он принадлежит).

Механизмы и закономерности формирования психологическо­го пола человека производны как от биологических, так и от социальных факторов. На основании экспериментальных данных сде­ланы выводы о том, что в формировании половых различий участ­вуют различные механизмы: социальное научение, имитация, ког­нитивное усвоение полоролевого поведения, создание полоролевых схем. Они же усиливают биологически обусловленные половые различия (М. С. Егорова).

Установлено, что психические нарушения значительно чаще встречаются у мальчиков (М. Раттер). Существует предположение, что мальчики по своей конституции более чувствительны к пси­хическим стрессам, к воздействию неблагоприятных психологиче­ских факторов. К ним, например, относятся ссоры и разногласия между родителями. На мальчиков в большей степени воздейству­ют переживания, связанные с разводом родителей.

Различия полов в частоте психических нарушений связывают с различиями в темпераменте или стилях поведения (М. Раттер). Девочки и женщины обычно более зависимы, конформны, кон­сервативны, эмоциональны, тревожны, слезливы и привередливы. В специальных научных исследованиях подчеркивается роль темперамента как механизма, определяющего особенности поведе­ния человека. В отечественных психологических исследованиях свойства темперамента рассматриваются как формально-динами­ческие, поскольку они не связаны ни с содержанием деятельности, ни с целями и мотивами человека, а определяют динамику деятель­ности, т.е. интенсивность, темп, ритмичность психических харак­теристик человека в процессе деятельности. Исследователи, изуча­ющие темперамент, признают, что свойства темперамента явля­ются устойчивыми, т.е. проявляются на протяжении длительного периода времени; обнаруживаются с раннего детства и представ­ляют собой типичные для человека стилевые особенности поведе­ния, т.е. проявляются во всех сферах жизнедеятельности, связаны со свойствами нервной системы и являются наследственно обуслов­ленными (М.С.Егорова).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Педагогика как наука
Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как ...

Организация и методика проведения обследования состояния зрительной памяти и письменной речи младших школьников
В соответствии с целью и задачами исследования был разработан план опытно-экспериментальной работы, который включал три этапа. Целью констатирующего этапа являлось изучение специфических ошибок письм ...

Методические рекомендации по проведению самостоятельной работы
Для правильного проведения самостоятельной работы следует пользоваться методическими рекомендациями. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировк ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru