Источники и механизмы развития личности ребенка

Страница 7

Социальной ситуацией развития определяется, по Выготскому, психическая жизнь человека на разных этапах его развития. Этим термином он обозначал «то особое сочетание внутренних процес­сов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обусловливает и динамику психиче­ского развития на протяжении соответствующего возрастного пе­риода, и новые качественно своеобразные психологические обра­зования, возникающие к его концу».

Для Л.С.Выготского человек представляется зависимым от социальной ситуации развития, от других людей, которые ее созда­ёт. Перестройка же сознания ребенка к концу какого-то периода Меняет, по его мнению, всю систему отношений с другими и отно­шение к самому себе. Это проявляется в переживании ребенка. Переживание он рассматривает как «единицу» социальной ситуа­ции развития. В переживании в неразрывном единстве представлены среда, т. е. то, что переживается ребенком, и субъект, т. е. то что вносит в это переживание сам ребенок на достигнутом им уровне психического развития.

В современных теоретических работах (В. П. Зинченко, Д. Б. Эльконин, А. Г. Асмолов), содержащих развитие идей Л. С. Выготского подчеркивается, что среда - культура для организма - «приглаша­ющая сила, вызов», и она «бессильна, когда иссякает внутренний собственный источник и движущие силы развития и саморазвития». Это относится и к индивиду, и к социуму (В. П. Зинченко).

Какие элементы среды обусловливают развитие ребенка и при каких условиях возникают нарушения и отклонения в его разви­тии? Обратимся к экспериментальным, эмпирическим, клиниче­ским наблюдениям.

Среда, понимаемая как «образ жизни», включает не только ис­торическое время, социальный режим, но и конкретное социаль­ное пространство, предметную действительность, в которой в данный момент исторического времени существуют различные «институты социализации» (семья, школа, трудовые объединения), социальные группы, участвующие в приобщении индивида к куль­туре (А. Г. Асмолов). Мир человеческой культуры имеет «социаль­ную душу». А, Г. Асмолов удачно использует сказочный образ, ана­лизируя понятие социально-исторического образа жизни как источ­ника развития личности. В волшебной сказке М.Метерлинка «Си­няя птица» добрая фея дарит детям чудодейственный алмаз. Стоит только повернуть его, и люди начинают видеть «скрытые души» вещей. «Душой» же предметов человеческой культуры является поле значений. Это особое «социальное измерение», создаваемое сово­купной деятельностью человечества. Это поле значений существует в орудиях труда, способах деятельности, способах мышления, в понятиях, социальных ролях, социальных символах, нормах, цен­ностях, ритуалах, церемониях. Это поле значений отдельный инди­вид застает уже готовым, воспринимает и усваивает его в совмест­ной деятельности и общении со взрослыми.

Однако человек - не пассивный слепок культуры, в реальности он никогда не скован рамками заданных социальных ролей. Уже ребенок порождает знаки и символы (А. Р. Лурия, А. В. Запорожец). Он преобразует деятельность, которая разворачивается по опре­деленному социальному «сценарию», определяет собственные по­зиции, заявляет о себе как индивидуальности. Социализация лич­ности предполагает и встречный процесс - индивидуализации со­циальной жизни. Эти процессы, как утверждал Л.С.Выготский, могут быть не только встречными, но и расходящимися. В совре­менной психологической литературе принимается такое понима­ние индивидуализации, при котором его сущность заключается «в деятельности, пытающейся раскрыть себя во всех направлениях и по собственной охоте проявляющей себя в осуществлении как частных, так и общих духовных интересов»; «в стремлении к той внутренней свободе, на основе которой субъект обладает принци­пами, имеет собственные взгляды и в силу этого приобретает мо­ральную самостоятельность»; в высоком развитии «тех своеоб­разных качеств, в отношении к которым люди оказываются не­равными и в которых они посредством этого развития делают себя еще более неравными» (В. П. Зинченко).

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Статьи по теме:

Понятие деятельностного подхода
Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в ...

Методы профессиональной диагностики и профессиональной ориентации
Профессиональная ориентация направлена на оказание помощи выборе профессии в соответствии с индивидуальными способностями, склонностями и особенностями личности, а также возможностями, которые предст ...

Обучение детей старшего дошкольного возраста аппликации из соломки
Следующим этапом нашей работы был формирующий эксперимент, т.е. обучение детей старшего дошкольного возраста, посещающих кружок, аппликации из соломки, который проводился в течение примерно двух меся ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru