Организация и методика проведения обследования состояния зрительной памяти и письменной речи младших школьников

Статьи о педагогике » Развитие зрительной памяти как средство коррекции смешанной дисграфии » Организация и методика проведения обследования состояния зрительной памяти и письменной речи младших школьников

Страница 1

В соответствии с целью и задачами исследования был разработан план опытно-экспериментальной работы, который включал три этапа.

Целью констатирующего этапа являлось изучение специфических ошибок письма, уровня развития зрительной памяти младших школьников и определение взаимосвязи между ними.

На формирующем этапе проводилась работа по развитию зрительной памяти у детей экспериментальной группы с дисграфией. Дети контрольной группы обучались по действующей типовой программе.

Контрольный этап ставил своей целью проверку уровня развития зрительной памяти младших школьников после проведения с ними коррекционной работы и его влияния на количество специфических дисграфических ошибок в письменных работах детей.

Эксперимент проводился на базе вторых классов школы № 104 Выборгского района Санкт-Петербурга. По данным школьного логопункта, дисграфия диагностирована у 18 из 24 учеников 2-Б класса и у 15 из 23 учеников 2-В класса.

В констатирующем эксперименте принимали участие 10 учеников 2-А класса с развитием письменной речи в норме, 10 учеников 2-Б класса и 10 учеников 2-В класса, у которых была диагностирована дисграфия.

Нам представляется оправданным сопоставление результатов, показанных младшими школьниками с нормальным уровнем развития письменной речи с результатами, показанными младшими школьниками того же возраста с дисграфией. В первую очередь это обусловлено тем, что основной целью коррекционной работы является максимальное приближение речевого уровня детей с патологией к нормальному уровню. И в качестве такого образца нормального развития мы принимаем уровень сформированности письменной речи детей одного возраста с детьми из экспериментальной группы.

В формирующем этапе эксперимента принимали участие 10 учеников 2-Б класса, родители которых дали согласие на участие детей в опытно-экспериментальной работе.

В контрольном эксперименте принимали участие 10 учеников 2-Б класса и 10 учеников 2-В класса, у которых была диагностирована дисграфия.

На констатирующем этапе исследования определялось среднее количество ошибок в письменных работах младших школьников с развитием письменной речи в норме и с дисграфией, изучались специфические ошибки письма у младших школьников с дисграфией и определялся уровень развития зрительной памяти.

Состояние письменной речи младших школьников исследовалось для того, чтобы определить, существует ли зависимость между состоянием письменной речи и уровнем развития зрительной памяти младших школьников со смешанной дисграфией и развитием письменной речи в норме.

Для определения уровня развития зрительной памяти младших школьников с развитием письменной речи в норме и с дисграфией было проведено исследование процессов восприятия, переработки и хранения зрительно-пространственной информации.

Процедура проведения пробы:

Детям на 30 секунд предъявляют карточку с четырьмя невербализуемыми геометрическими фигурами и просят запомнить их по порядку. Затем образец убирают и детям предлагают нарисовать запомненные фигуры. Через 25-30 минут, заполненных другой деятельностью, детям предлагают вспомнить и нарисовать фигуры еще раз.

Стимульный материал для проведения проб на зрительную память представлен на рис. 1.

Рисунок 1. Стимульный материал к пробе на зрительную память

Система оценки пробы заключалась в определении продуктивности выполнения задания — то есть определялось количество правильно воспроизведенных фигур в каждом воспроизведении отдельно. Правильно воспроизведенной считается фигура, изображенная точно, зеркально или с одним изменением. При наличии нескольких изменений фигура считается искаженной и к правильным не относится.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Методика решения задач на построение
Суть решения задачи на построение состоит в том, что требуется построить наперед указанными инструментами некоторую фигуру, если дана некоторая фигура и указаны некоторые соотношения между элементами ...

Итоги проведенной работы по обучению аппликации из соломки старших дошкольников
Для оценки эффективности предложенной нами методики был проведен контрольный эксперимент, для проведения которого использовалась та же диагностика, что и для констатирующего эксперимента - диагностик ...

Особенности работы с глиной и пластилином
Прежде чем начать работу, нужно приготовить и положить около себя на куске сырой тряпки ком лепной глины, стеки, поставить банку с водой. При лепке оформляют глину и вообще работают большим пальцем п ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru