Комплекс методик по изучению осложненного поведения подростков

Статьи о педагогике » Социально-педагогические технологии в работе с подростками осложненного поведения » Комплекс методик по изучению осложненного поведения подростков

Страница 2

− продумывание фиксации результатов наблюдения (таблицы, схемы, дневник и т.д.);

− определение вида наблюдения: непосредственное или опосредованное (косвенное), длительное или кратковременное, открытое или скрытое.

Для комплексного подхода к изучению личности подростка с осложненным поведением социальный педагог в своей работе может использовать метод социометрии. Этот метод позволяет на основе опросов, а также фиксации поведения определить характер взаимоотношений в коллективе. Социометрия как метод эффективна для изучения коммуникативных свойств личности. Достоинство ее в том, что она проста, не требует специальной аппаратуры. Процедура социометрического опроса занимает мало времени, она предполагает, что: исследователь знакомится с коллективом и выбирает ситуацию, в которой был бы уместен социометрический опрос; адекватно ситуации исследователем устанавливаются критерии, направленные на практический выход (например, напишите фамилию одноклассника или укажите, с кем бы вы хотели сидеть либо выполнять порученное задание); за социометрическим опросом должны последовать конкретные практические действия, связанные с заданием.

Исследователи рекомендуют осторожно относиться к отрицательным выборам подростков (отвержению). В каждом конкретном случае этот вопрос целесообразно решать индивидуально. Порой это зависит от условий, места, времени, характера отношений внутри коллектива, а также между коллективом и опрашивающим. Социальный педагог, используя метод социометрии, должен учитывать и то, что если между ним и коллективом отношения не сложились, его должен заменить авторитетный для данной группы человек. Социометрический опрос дает возможность удостовериться, почему одним ребятам отдается предпочтение, другим нет, как помочь подростку наладить отношения в коллективе, с кем и в какие контакты он вступает, не получая признания в своем коллективе. Метод социометрии эффективен тем, что он позволяет сравнительно легко и быстро сориентироваться во внутригрупповых отношениях.

В процессе изучения личности подростка с осложненным поведением, уровня его социальной зрелости и воспитанности результативны методы анкетирования и интервьюирования, мониторинга.

Анкетирование − метод массового сбора материала с помощью анкеты. Как метод социально-педагогической диагностики анкета может использоваться при изучении коллективного мнения, оценке определенных событий в поведении воспитанников, выявлении характера взаимоотношений между ними, окружающей средой, а также для определения отношения отдельных ребят к различным видам деятельности и поручениям. При составлении анкеты необходимо учитывать возрастные особенности ребят, их жизненный опыт, определившиеся установки, их отношения с окружающим миром. Все это требует особой тактичности, глубокого знания возрастных психологических особенностей. Анкета может быть открытой и закрытой. Открытая анкета предполагает перечень вопросов, на которые должны дать ответы воспитанники. Закрытая же анкета содержит готовые варианты ответов. Такие анкеты легче обрабатываются.

Метод интервью − опрос лицом к лицу. Результативность этого метода, как и анкеты, во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. Разработка вопросов для интервью предполагает: определение характера информации, которую необходимо получить; формулирование приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы; составление первого плана вопросника и его окончательное редактирование.

Мониторинг − метод социально-педагогической диагностики, целью которого является получение новой систематизированной информации об изучаемых проблемах в социально-педагогическом процессе, причем не единовременной, а поступающей через небольшие периоды времени. Мониторинг - один из наиболее эффективных методов социально-педагогической диагностики. Его использование предусматривает соблюдение следующих принципов: проведение социально-педагогических опросов в одних и тех же учреждениях; согласованность сроков сбора статистических данных; единообразие инструментария (анкет, бланков, интервью, карточек наблюдения) для получения эмпирических данных; выработка критериев оценивания социально-педагогических и статистических данных; охват наиболее значимых социально-педагогических процессов. Выполнение этих принципов позволяет социальному педагогу определить основные тенденции и закономерности развития отдельных воспитанников и групп в зависимости от изменения экономических, социально-политических, социокультурных условий жизни, выяснить, как цели, интересы, мотивы, ценностные ориентации людей влияют на становление их взглядов, убеждений.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Психолого-физиологические особенности учеников младшего школьного возраста
Поскольку предметом исследования данной работы являются игровые приемы, используемые для формирования активных лексических навыков на уроках немецкого языка в младшей школы, стоит сначала сделать обз ...

Материально-техническое обеспечение уроков по легкой атлетике
Для полноценных занятий легкой атлетикой необходимы спортивные сооружения, оснащенные соответствующим инвентарем и оборудованием. В летнее время ими могут быть стадион или пришкольная площадка с бего ...

Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение старшеклассников
По мнению Е. В. Низьевой на особенности процесса профессионального самоопределения старшеклассников оказывают непосредственное влияние следующие основные группы факторов: личностные характеристики, с ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru