Роль содержания учебного материала и форм организации учебной деятельности в мотивации учения

Статьи о педагогике » Развитие мотивации учения у младших школьников » Роль содержания учебного материала и форм организации учебной деятельности в мотивации учения

Страница 1

Прежде всего, учебный материал должен отвечать познавательным потребностям детей. Учитель должен всегда учитывать характер потребностей своих учащихся, чтобы содержание конкретного урока удовлетворяло их потребностям. Для этого содержание материала должно быть вполне доступным, должно исходить из имеющихся у них знаний и опираться на жизненный опыт детей, но в то же время материал должен быть достаточно сложным и трудным. Если в ходе учения у школьника создаётся постоянная удовлетворённость, что наблюдается при облегчении учебного труда, например при объяснительно– иллюстративном типе обучения, когда перед учениками ставятся готовые цели или знания сообщаются в готовом виде, то это приводит к свертыванию активности и действенности самого ученика. Постоянная неудовлетворенность побуждений к учению так же снижает действенность мотивов самих учащихся. Следовательно, оптимальный путь подбора учебного материала, видимо, состоит в разумном сочетании ситуаций неудовлетворенности побуждений, приводящих к потенциально активному состоянию готовности к учебной деятельности, с удовлетворенностью других побуждений, формирующих действенные мотивы учения и создающих его положительный эмоциональный фон. Новое в знаниях должно показывать ограниченность прошлого знания, показывать знакомые объекты с новой стороны, с новой точки зрения. Только при этом условии у учащихся возникнет и разовьется личностная потребность в научном познании мира.

Также, по нашему мнению (мы согласны с автором статьи О.И.Бельконь «К проектированию «Сопровождающего курса математики»), в содержание учебного материала (или во вне учебных формах жизни детей) нужно рассматривать вопросы и непонимания учеников возникавшие (например) на уроках математики, где им не было места (так как урок математики преследует другие цели и задачи):

- вопросы о смысле происходящего на уроке, целях учения;

- вопросы о формах и способах работы на уроке (о нормах работы в группе, о нужности учебника, о форме вопросов…);

-вопросы о новом языке математики;

- о метапонятиях…

Мы считаем, что ребёнок не должен принимать всё сказанное учителем как данность, он должен понимать смысл всего происходящего на уроке: каждого слова, каждого понятия и действия, получать ответы на все интересующие его вопросы (конечно не в готовом виде от учителя, а путём исследовательской работы и обсуждения с одноклассниками и взрослыми), иначе он очень быстро потеряет интерес, и не только к данному предмету, но и ко всему процессу обучения.

Так же, изучив психолого-педагогическую литературу и учебники начальных классов, мы попытались определить требования к форме организации учебного процесса, выполнение которых, по нашему мнению, способствует развитию учебной мотивации. Это:

♦ разумная наглядность, т. к. у детей очень хорошо развито наглядно-образное мышление, освоение материала при помощи наглядных пособий идет более эффективно. Но наглядность должна быть разнообразной и «правильно изображенными», реально отражать предметы мира (особенно которые детям не знакомы из личного опыта), правильная цветовая гамма (главное на рисунке более яркое, а второстепенное – «фон»).

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Основные условия эффективности экологического воспитания
Успех экологического воспитания зависит не только от того, как учитель понимает цели и задачи, но и от создания необходимых условий организации учебно-воспитательного процесса. Основные из них: учет ...

Содержание внеклассной работы
Урок даже самый удачный имеет один недостаток: он спрессован во времени и не допускает отвлечений, даже когда группа остро интересуется каким-либо вопросом. Другое дело – внеклассное занятие, в котор ...

Исследование уровня правовой культуры школьников г. Новокузнецка
Правовая культура человека формируется в течении всей жизни. Естественно предположить, что правовая культура школьников имеет свои особенности. Для выявления этих особенностей нами было опрошено 411 ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru