Комплекс методик по изучению осложненного поведения подростков

Статьи о педагогике » Социально-педагогические технологии в работе с подростками осложненного поведения » Комплекс методик по изучению осложненного поведения подростков

Страница 1

Научно-педагогические теории последних десятилетий, а также опыт социальных педагогов-исследователей дают возможность рассматривать социально-педагогическую диагностику как неотъемлемый компонент учебно-воспитательного процесса. По мнению кандидата педагогических наук Л.И. Лесун, грамотное использование ее методов в учебно-воспитательном процессе способствует улучшению качества, основательности всех педагогических установок при индивидуальном подходе к личности как носителю социально-ценностных ориентации, субъекту отношений и деятельности, как индивидуальности с неповторимыми, своеобразными чертами и качествами.

Изучение личности подростка, определение уровня его социальной зрелости, воспитанности осуществляется на основе различных методов, которые позволяют использовать все возможные источники знаний о нем, собрать обширный и разносторонний фактический материал. Методы социально-педагогического диагностирования − это способы, с помощью которых изучаются различные стороны личности, сформированность у нее отдельных свойств и качеств. При изучении личности подростка на разных возрастных этапах социально-педагогическая диагностика опирается на методы общепедагогические, психологические, социологические.

В работе с подростками с осложненным поведением результативен метод предварительного знакомства, целью которого является получение общего представления о воспитанниках, с которыми предстоит работать. Этот метод предполагает изучение личных дел, характеристик, беседы с родителями и педагогами, воспитателями, работающими с ними. Полученные сведения помогают социальному педагогу определить воспитательные задачи и конкретную перспективу работы.

Метод текущего повседневного изучения позволяет своевременно определить изменения в поведении подростков. Завершающее итоговое изучение дает возможность социальному педагогу оценить результативность проводимой воспитательной работы, является основанием для углубленного социально-педагогического анализа разработанной системы воспитательного воздействия, выявления ее недостатков и упущений.

Результаты научных исследований, а также практический опыт социальных педагогов убеждают в эффективности метода социально-педагогического наблюдения. Сущность его заключается в том, что: научно обоснованное наблюдение сочетается с воздействием на личность ребенка в процессе его воспитания, так как фиксируется реакция подростка на различные воспитательные влияния; наблюдение нацелено на выявление взаимоотношений воспитанника с коллективом, семьей, друзьями, взрослыми, педагогами, а также отношение его к деятельности; наблюдение должно носить аналитический характер, т.е. сочетать в себе выявление причин поведения, анализ поступков, действий ребенка, вычленение основных мотивов поведения; наблюдение осуществляется с учетом поставленной задачи, поэтому нужен план, основанный на прогнозировании поведения ребенка в ходе воспитательного воздействия; наблюдение должно быть объективным, социальный педагог должен фиксировать все факты, а не только те, которые его устраивают; в процессе наблюдения необходимо учитывать, что психическое состояние ребенка накладывает отпечаток на его поведение − поступки и поведение воспитанника могут не соответствовать общеустановленной норме.

Социальный педагог в процессе наблюдения может использовать его стандартизированную форму, т.е. участие группы лиц в рамках поставленной задачи. В заключение наблюдатели сверяют полученные материалы, осуществляется контроль правильности и точности результатов, создается общая картина коллективного наблюдения.

При использовании метода социально-педагогического наблюдения важно учитывать следующие требования:

− определение объекта наблюдения (за кем намечается наблюдение);

− наличие четко сформулированной цели наблюдения (для чего оно используется, что необходимо выявить, обнаружить, установить в итоге);

− разработка программы наблюдения, которая представляет перечень последовательных, логически взаимосвязанных между собой вопросов, ответы на которые позволяют собрать нужную информацию;

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Пять шагов организации игрового процесса
Первый шаг —демонстрация песочницы. Обычно мы говорим детям следующее. «Посмотрите наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны голубые борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Действител ...

Особенности овладения лексико-грамматическим строем речи слабослышащими детьми
Состояние речи детей зависит от разных факторов. Основные из них следующие: 1) степень снижения слуха — чем хуже ребенок слышит, тем хуже он говорит; 2) время возникновения дефекта слуха: если слух б ...

Основные категории педагогики
Любое теоретическое построение требует четкого разграничения между обыденными представлениями и научными знаниями. В обыденной речи воплощается повседневная практика воспитания и обучения. Научные по ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru