Комплекс методик по изучению осложненного поведения подростков

Статьи о педагогике » Социально-педагогические технологии в работе с подростками осложненного поведения » Комплекс методик по изучению осложненного поведения подростков

Страница 3

Большой интерес для социально-педагогических исследований представляет метод проблемных ситуаций. Он позволяет установить, насколько развито у подростка умение анализировать, оценивать обстановку, предвидеть собственный поступок, принимать правильное решение. Сущность этого метода состоит в постановке перед подростком нравственной проблемы, которую ему необходимо решить, либо в организации ситуаций, при которых он поставлен перед необходимостью анализа, оценки, морального выбора. Например, оказание срочной помощи однокласснику в сложившейся ситуации, выполнение общественной задачи, на первый взгляд, менее значимой по сравнению с личной [4., с.10−12].

Изучая все проявления трудновоспитуемости, социальному педагогу, учителю-практику следует исходить из диагностики, которая фиксирует самое существенное. Обычные объекты диагностики - направленность личности, отношение к людям и к себе, соотношение положительных и отрицательных качеств, сопротивляемость педагогическим влияниям. По мнению С.А. Беличевой, этого недостаточно. Она отмечает, что "при выборе диагностически значимых признаков социальной дезадаптации несовершеннолетних необходимо исходить из анализа, общего уровня социального развития подростка".

Итак, необходимо глубоко и всесторонне знать вышеназванные характеристики личности, но не как изолированного индивида, а в его связях в микросоциуме. Существуют принципы изучения учащихся, которые неразрывно взаимосвязаны и предполагают: изучение индивидуальных особенностей учащихся в системе многочисленных связей и разнообразных отношений; объективность; диалектичность и динамичность личности; педагогический оптимизм. Первые три принципа реализуют диалектический подход к изучению учащихся, т.е. изучение их в развитии, в различных связях и отношениях. Но это не исчерпывает диалектического подхода. Социальный педагог должен видеть ведущие качества учащихся и противоречия личности, уметь отделить их от случайных и второстепенных, программировать педагогически целесообразные пути их разрешения.

Среди подростков с осложненным поведением немало таких, кто испытывал и нередко продолжает испытывать отрицательное влияние своей микросреды: аморальной атмосферы семьи, дурного ближнего окружения. Естественно, что человеку, который начинает присматриваться к такому подростку, прежде всего, бросаются в глаза его недостатки. Между тем важно увидеть в личности положительное, перспективное, что даст основу для организации всей работы по перевоспитанию.

Изучение учащегося преследует несколько задач: выявить наиболее благоприятные для обучения и воспитания особенности и возможности ребенка, вскрыть недостатки его личности и дефекты организма, определить эффективность используемых средств его обучения и воспитания.

В процессе изучения взаимоотношений учащегося с микросредой выявляются самые общие оценки личности: поведение учащегося вполне соответствует микросреде, его развитие обусловлено этим микросоциумом; поведение учащегося выше, лучше моральных условий его микросреды; поведение учащегося ниже нравственного уровня его микросреды.

Схема изучения ребенка в условиях ближайшей микросреды включает:

получение информации об истории развития ребенка и состоянии его здоровья;

получение сведений об особенностях социальной обстановки, в которой растет ребенок (семья, коллектив сверстников в школе и других учреждениях);

выявление особенностей поведения и деятельности ребенка (в процессе обследования, а также в семье, школе, различных ситуациях):

создание дифференцированной характеристики развития познавательной и эмоционально-личностной сфер ребенка.

При беспокоящих особенностях поведения ребенка следует попытаться получить у родителей возможно более точные ответы на следующие вопросы: в чем они видят проблему? С чем связано нежелательное поведение ребенка? Что они уже предпринимают в настоящее время для устранения проблемы? Какова, по их мнению, их собственная роль в возникновении и возрастании трудностей ребенка?

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Технология проблемного обучения в процессе формирования субъектной позиции школьников на уроках МХК
Проблемное обучение является одним из методов обучения, поэтому в этом параграфе мы должны дать определение самим методам обучения, а затем эксплицировать понятие проблемного обучения. Так же важно д ...

Особенности речевого развития детей на разных возрастных этапах
Развитие речи ребенка происходит в несколько этапов, на каждом из них осуществляется структурное изменение речи, совершенствование механизмов, накопление словарного запаса, овладение новыми видами и ...

Подготовка лекции
Структура лекционного курса обычно включает в себя вступительную, основную и заключительную части. Количество лекций в той или иной части определяется с учетом общего количества часов, отведенных для ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru