Обучение восприятию и созданию текста - единый творческий процесс

Статьи о педагогике » Изложение как вид работы по развитию речи » Обучение восприятию и созданию текста - единый творческий процесс

Страница 4

Теория и методика обучения чтению

Чтение - это вид речевой деятельности, в основе которого лежит процесс восприятия написанного текста и активной переработки информации.

Смысловая обработка информации заключается в ее выделении, организации, предвосхищений, обобщений, критическом осмыслении, оценки.

Чтение характеризуется мотивированностью, целенаправленностью, поэтапным протеканием, обеспечиваемостью работы психофизиологических механизмов.

Одним из важнейших этапов в работе по обучению школьников умению читать является ознакомление учащихся с различными видами чтения и формирование у них соответствующих коммуникативно-речевых умений, а также собственно общеучебных умений, прежде всего умения самостоятельно и эффективно работать с учебным текстом.

Чтение учебного текста предполагает глубокое проникновение в его содержание, осознание сути раскрываемых в нем понятий, тех связей и отношений между фактами и явлениями, которые отражают в той или иной степени действительную картину мира, изучаемую школьниками в курсе соответствующих дисциплин.

Деятельность чтения обеспечивается работой психофизиологических механизмов. Механизм антиципации, - его работа заключается в том, что перед чтением человек предполагает, предугадывает о чем текст, а во время чтения предугадывает следование слов на уровне предложения и развертывания информации.

Выделяют два вида антиципации:

1) формальная - предполагает, предугадывает последовательность букв или слов;

2) семантическая - предположение, предугадывание информации.

Огромную роль здесь играет зрительная память. Она состоит в удерживании определенного числа графических знаков для их дальнейшей смысловой переработки.

Нельзя не сказать о механизме внутреннего проговаривания, в результате наложения графического образа на слуховой и соответственно при взаимодействии органов зрения с органами речи происходит ассоциативное восприятие значения.

Затем происходит установление смысловых связей - смыслоформулирование, - это то, что остается после прочитанного текста.

В процессе чтения могут решаться разные важные коммуникативные задачи. Под коммуникативными задачами понимают установку на то, с какой целью осуществляется чтение, где, когда и для чего будет использована извлеченная из текста информация. При этом учитываются функции, которые присущи чтению, как виду деятельности, и которые реализуются в процессе опосредованного общения читателя с текстом.

Выделяют три основных функции:

1) познавательная, она заключается в том, что человек в процессе деятельности чтения получает информацию;

2) регуляторная, она связана с получением опыта практической деятельности;

3) ценностно-ориентационная, она связана с эмоциональной сферой человека (чтение стихов).

В процессе чтения могут решаться различные коммуникативные задачи, то реализуются разные виды чтения.

Виды чтения

Просмотровое чтение - это чтение, цель которого получить самое общее представление о прочитанном. Такое чтение дает ответ о чем текст?

Ознакомительное чтение - этот вид чтения связан с решением следующих коммуникативных задач:

найти часть соответствующую заданию;

найти главное в тексте;

выяснить, что сообщается;

понять содержание каждой части в общем виде.

Изучающее чтение, оно необходимо когда требуется максимально полное и точное понимание информации, когда читатель предполагает потом использовать. При таком чтении можно заметить, узнать и оценить мелкие детали, подробности текста, его стиль, язык, правильно понять замысел автора, и то, на сколько удачно он реализован.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Организационные процессы
Система управления в организации, ход властных и информационных потоков. Высшим должностным лицом МОУ СОШ № 10 является директор. Он принимает решения, которые разрабатываются совместно с Управленчес ...

Анализ учебников по геометрии основной школы
Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов а) 7 класс: содержит четыре главы. Тема “Задачи на построение” изучается в конце главы 2 “Треугольники”. В этом параграфе содержатся пункты “Окружность”, “Построения цирку ...

Исследование результативности дифференцированного обучения
При организации дифференцированного обучения в школе встает проблема определения результативности дифференциации. Эта проблема сложная. Что выбрать в качестве показателей результативности дифференциа ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru