Обучение восприятию и созданию текста - единый творческий процесс

Статьи о педагогике » Изложение как вид работы по развитию речи » Обучение восприятию и созданию текста - единый творческий процесс

Страница 5

Такое чтение осуществляется в более медленном темпе, требует напряженной мыслительной работы и сопровождается анализом прочитанного, с целью лучшего понимания и запоминания текста.

Реферативное чтение. Чтобы оттолкнувшись от структуры и общего смысла текста, через анализ его мелких элементов, представить текст в виде логико-смысловой схемы сообщения.

Цель такого чтения состоит в решении следующей коммуникативной задачи, - понять и понятое передать другому в виде вторичного текста (реферат - это аннотация, тезисы).

Выготский Л.С. говорил о том, что при тихом чтении, при чтении про себя понимание выше, чем при чтении вслух, а при более быстром чтении (не имеет в виду быстрое чтение как динамичное чтение, а просто быстрое чтение) выше, чем при медленном. При быстром чтении понимание идет лучше, - говорил Л.С. Выготский, - ибо различные процессы совершаются с различной скоростью и сама скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения". К сожалению, - продолжает он, - экспериментальные исследования, касающиеся чтения, до сих пор изучали чтение "как сложный сенсомоторный навык, а не как психический процесс очень сложного порядка. Работа зрительного механизма является до известной степени подчиненной процессам понимания".

Л.С. Выготский писал: "Чтение представляет собой сложный процесс, в котором непосредственное участие принимают высшие психологические функции в части мышления. Развитое чтение и недоразвитое чтение имеют ближайшие причины в развитии мышления ребенка".

Л.С. Выготский считал, что чтение требует интеллектуальной деятельности. Чтение более интеллектуально, более сознательно, более произвольно, чем понимание устной речи. Ученый был прав, когда говорил о чтении как о решении задачи. Эту задачу ставит большая деятельность, а в конечном счете, личность. Перцептивная техника познания - это средство решения этой задачи. Она действительно, как отмечал Л.С. Выготский, подчинена процессам понимания. Следовательно, мы должны обучать осмысленному чтению, чтению служащему задачам "большой" деятельности, учить искать в текстах ответы на вопросы, волнующие чтеца. Чтение без интереса, чтение без адекватного личностного мотива - вообще не чтение. Чтение есть смысловой процесс. А М.М. Бахтин смыслами называл ответы на вопросы: "То, что ни на какой вопрос не отвечает, лишено смысла…"

Продуктивные виды речевой деятельности говорение и письмо

В психолингвистике говорение определяется как внутренне мотивированный строго организованный активный процесс, посредством которого осуществляется устное общение. Письмо - продуктивный вид речевой деятельности, при котором информация передается посредством графических знаков на расстоянии.

Предметом говорения и письма является мысль человека как отражение в его сознании связей и отношений явлений реального мира. Этот идеальный предмет обуславливает специальный характер деятельности говорения и письма, а именно - выражение мысли.

Мысль как предмет говорения и письма, определяется следующими характеристиками:

мысль - это установление смысловой связи между предметами и отношениями, явлениями объективной действительности;

мысль раскрывается в самом процессе говорения или письма, в ходе установления всех смысловых связей;

общая исходная мысль может быть и не выражена в тексте, находясь в подтексте, или образуя подтекст;

являясь чаще всего результатом продуктивного мышления - мысль может реализовываться и в процессе воспроизведения мыслей других людей (при пересказе).

Продуктом говорения или письма является речевое высказывание, а результатом ответное действие участника речевого общения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru