Обучение восприятию и созданию текста - единый творческий процесс

Статьи о педагогике » Изложение как вид работы по развитию речи » Обучение восприятию и созданию текста - единый творческий процесс

Страница 5

Такое чтение осуществляется в более медленном темпе, требует напряженной мыслительной работы и сопровождается анализом прочитанного, с целью лучшего понимания и запоминания текста.

Реферативное чтение. Чтобы оттолкнувшись от структуры и общего смысла текста, через анализ его мелких элементов, представить текст в виде логико-смысловой схемы сообщения.

Цель такого чтения состоит в решении следующей коммуникативной задачи, - понять и понятое передать другому в виде вторичного текста (реферат - это аннотация, тезисы).

Выготский Л.С. говорил о том, что при тихом чтении, при чтении про себя понимание выше, чем при чтении вслух, а при более быстром чтении (не имеет в виду быстрое чтение как динамичное чтение, а просто быстрое чтение) выше, чем при медленном. При быстром чтении понимание идет лучше, - говорил Л.С. Выготский, - ибо различные процессы совершаются с различной скоростью и сама скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения". К сожалению, - продолжает он, - экспериментальные исследования, касающиеся чтения, до сих пор изучали чтение "как сложный сенсомоторный навык, а не как психический процесс очень сложного порядка. Работа зрительного механизма является до известной степени подчиненной процессам понимания".

Л.С. Выготский писал: "Чтение представляет собой сложный процесс, в котором непосредственное участие принимают высшие психологические функции в части мышления. Развитое чтение и недоразвитое чтение имеют ближайшие причины в развитии мышления ребенка".

Л.С. Выготский считал, что чтение требует интеллектуальной деятельности. Чтение более интеллектуально, более сознательно, более произвольно, чем понимание устной речи. Ученый был прав, когда говорил о чтении как о решении задачи. Эту задачу ставит большая деятельность, а в конечном счете, личность. Перцептивная техника познания - это средство решения этой задачи. Она действительно, как отмечал Л.С. Выготский, подчинена процессам понимания. Следовательно, мы должны обучать осмысленному чтению, чтению служащему задачам "большой" деятельности, учить искать в текстах ответы на вопросы, волнующие чтеца. Чтение без интереса, чтение без адекватного личностного мотива - вообще не чтение. Чтение есть смысловой процесс. А М.М. Бахтин смыслами называл ответы на вопросы: "То, что ни на какой вопрос не отвечает, лишено смысла…"

Продуктивные виды речевой деятельности говорение и письмо

В психолингвистике говорение определяется как внутренне мотивированный строго организованный активный процесс, посредством которого осуществляется устное общение. Письмо - продуктивный вид речевой деятельности, при котором информация передается посредством графических знаков на расстоянии.

Предметом говорения и письма является мысль человека как отражение в его сознании связей и отношений явлений реального мира. Этот идеальный предмет обуславливает специальный характер деятельности говорения и письма, а именно - выражение мысли.

Мысль как предмет говорения и письма, определяется следующими характеристиками:

мысль - это установление смысловой связи между предметами и отношениями, явлениями объективной действительности;

мысль раскрывается в самом процессе говорения или письма, в ходе установления всех смысловых связей;

общая исходная мысль может быть и не выражена в тексте, находясь в подтексте, или образуя подтекст;

являясь чаще всего результатом продуктивного мышления - мысль может реализовываться и в процессе воспроизведения мыслей других людей (при пересказе).

Продуктом говорения или письма является речевое высказывание, а результатом ответное действие участника речевого общения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Материально-техническое обеспечение уроков по легкой атлетике
Для полноценных занятий легкой атлетикой необходимы спортивные сооружения, оснащенные соответствующим инвентарем и оборудованием. В летнее время ими могут быть стадион или пришкольная площадка с бего ...

Образование и воспитание как процессы социального наследования
Процесс образования Процесс воспитания Единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически заф ...

Игра как первая заметная для взрослых деятельность ребенка
Пока ребенок не начинает играть, он вроде бы ничего и не делает. И когда начинает играть, то еще долгое время тоже как бы способен заниматься только этим видом деятельности. Взрослые не замечают труд ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru