Обучение восприятию и созданию текста - единый творческий процесс

Статьи о педагогике » Изложение как вид работы по развитию речи » Обучение восприятию и созданию текста - единый творческий процесс

Страница 2

1. Механизм слуховой памяти (основной).

Выделяют два вида памяти:

кратковременная - это текущее запоминание на короткий период времени;

долговременная, ее задача состоит в сохранении языковых правил, лексико-грамматических схем, сочетания слов, необходимых для кодирования и декодирования сообщений.

Информация в кратковременной памяти существует в словесной форме, в то время как в долговременной - в виде образов.

2. Механизм антиципации.

Это процесс учреждение целого, предвидение элементов последующих за элементами, на основе оценки вероятности их появления.

Работа механизма антиципации сочетается с работой кратковременной памяти, что является условием понимания, так как обеспечивает синтез получаемой информации.

3. Механизм внутреннего проговаривания.

Н.И. Жинкин: "Слуховой прием невозможен без участия речедвигательного анализатора. Именно внутреннее проговаривание является первым этапом узнавания речи, и создает предпосылки для работы механизма сличения".

4. Механизм сличения, он заключается в том, что поступающие на слуховые анализаторы сигналы сравниваются с хранящимися в долговременной памяти моделями и эталонами. На основе чего устанавливаются смысловые связи между элементами сообщения.

5. Механизм внутренней речи.

Внутренняя речь - "это язык посредник", при участии которого замысел переводится на доступный язык каждого партнера.

6. Механизм установления смысловых связей.

Установление смысловых связей - заключается в том, что смыслы, которые появляются - взаимодействуют друг с другом, и на основе этого взаимодействия реципиент осуществляет услышанное.

7. Механизм смыслоформулирования.

Результатом является понимание.

Понимание характеризуется определенными критериями, которые помогают определить его качество. К ним относится глубина, отчетливость и полнота.

И.А. Зимняя выделяет четыре уровня глубины понимания:

1) уровень поверхностного понимания, на уровне темы сообщения, общего представления;

2) уровень понимания не только темы, но и основной мысли сообщения;

3) это понимание на уровне того, какими средствами говорящий раскрывает тему и основную мысль;

4) уровень подтекста.

Отчетливость - это степень осмысления связей и отношений, воспринимаемого объекта с действительностью. Полнота - это степень осмысления композиции сообщения.

Виды слушания

Нет единой точки зрения на виды слушания.

1) по активности - пассивности.

Ученый Атватер выделяет нерефлексийное и рефлексийное.

Нерефлексийное слушание - это слушание при котором реципиент молча, не вмешиваясь в речь говорящего воспринимает и осмысляет информацию.

Рефлексийный - реципиент использует разнообразные средства для подтверждения понимания сообщения говорящего (жесты, мимика, вопросы, словесные формы, перефразировки).

2) Роджерс выделяет эмпатийное и неэмпатийное слушание.

Эмпатийное слушание - это слушание, при котором слушающий передает говорящему соответствующее чувство.

Неэмпатийное слушание - когда слушающий сидит и просто слушает.

3) Гоцкин: "Существует информативное (продуктивное) слушание и репродуктивное слушание.

Информативное слушание - это однократное восприятие нового по содержанию текста.

Репродуктивное слушание - это повторное слушание.

4) По объему понимаемого сообщения Э.Л. Бим выделяет глобальное и детальное аудирование.

Глобальное аудирование - заключается в понимании основного содержания.

Детальное - заключается в понимании основного содержания и деталей.

Слушание достаточно сложный и "многогранный" процесс. Без слушания невозможно общение в повседневной жизни, невозможно усвоение информации как в школе, так и за ее пределами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

О влиянии музыки на психику ребенка
«Не всякая музыка годится для всякого человека» Гиппократ. Музыка оказывает большое психотерапевтическое воздействие на организм ребенка. В наши дни ребенка окружает музыка, разная по качеству и степ ...

Анализ учебно-методической литературы
1) И.Ф. Шарыгин “Задачи по геометрии (Планиметрия)” Книга, состоящая из двух частей, включает более 600 задач по планиметрии. Вторая часть содержит параграф, посвященный теме геометрических мест точе ...

Характеристика тренировочных упражнений, используемых во 2 и 3 классах для предупреждения дисграфических ошибок
Одним из наиболее стойких типов специфических ошибок письма являются смешения букв, начертание первого элемента которых требует тождественных движений руки. Это так называемые ошибки по кинетическому ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru