Теоретико-множественный подход к изучению понятия числа

Страница 6

От действия с конкретными предметами, от счета, дети переходят к действиям с числами. Решение выражений на сложение и вычитание. Одни и те же выражения на прибавление и вычитание единицы нужно предлагать в различных сочетаниях, например:

1) 1+1

2+1

3+1

2) 10-1

9-1

8-1

3) 2+1

2-1

3+1

Предлагая ту или иную группу математических выражений для самостоятельного решения, учитель имеет в виду определенные знания и умения, который будут использоваться в каждом случае учащимися. Так, выражения, помещенные под номером 1), может решить ученик, который усвоил счет в пределах десяти. Выражения под номером 3) развивают наблюдательность, умение сравнивать пары примеров, видеть сходное и различное.

Детям возможно давать диктанты, которые направлены на отработку таких умений как: восстановить пропуски в ряду чисел, назвать число, непосредственно следующее за данным, или ему предшествующее число, назвать «соседей» данного числа в ряду и т. п. в диктант можно включить такие задания:

- запиши цифрой, сколько кружков на этой карточке;

- нарисуй столько кружков, сколько указано на этой карточке (карточка с цифрой);

- запиши число, которое идет при счете после числа 5, 6, 8;

- запиши число, которое стоит между 3 и 5;

- запиши число, которое на один больше, чем число 4 (меньше, чем число 7) и т. п.

После ознакомления с числами от 1 до 10 предусмотрено знакомство с числом и цифрой нуль. Понятие о нуле формируется, как понятие о любом числе, на основе практических действий с предметными множествами. Учитель должен подвести детей к пониманию того, что нуль получается в результате вычитания 1 из 1, что поэтому это число на 1 меньше, чем единица, и в ряду чисел оно занимает место перед 1 как число, ему предшествующее. Далее рассматривается линейка, значение цифры 0 в записи числа 10.

Изучение вопросов нумерации связывается с рассмотрением ряда других вопросов программы – дети знакомятся с простейшими геометрическими фигурами и их элементами, с измерением отрезков и др.

Для активизации познавательной деятельности учащихся целесообразно использовать не только наглядные средства обучения, но и дидактическую игру, которая является ценным средством воспитания умственной активности детей, вызывает у учащихся живой интерес к процессу обучения.

Игровой метод позволяет тесно связать изучение теоретического материала с практическими действиям. В процессе игры можно создавать такие условия, которые будут способствовать проявлению самостоятельности и инициативы ребенка. М.И. Моро, С.В. Степанова отмечают, что «максимальная активизация деятельности детей на уроке достигается при широком использовании разнообразных средств наглядности и элементов игры…» на уроках подготовительного периода в изучении нумерации чисел в пределах десяти используются разнообразные игровые ситуации.

Описанная ниже игровая ситуация направлена на знакомство с понятиями «стоять перед», «следовать за», «находиться между».

Учитель читает сказку К.И. Чуковского «Тараканище» по ходу чтения на наборном полотне выставляется фигурки зверей и других персонажей сказки. Выясняем, кто ехал за медведем? Кто ехал за котом? А за комариками кто ехал первым? Вторым? Третьим? Между котом и раками? Между медведем и комариками? Кто перед котом? Перед раками? Кто после комариков? Медведей?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Система домашних заданий, их роль в обучении
Домашнее задание - это задание, задаваемое учителем ученику для самостоятельного выполнения после уроков. Домашнее задание закрепит новый изученный на уроке материал, усвоение которого носит концентр ...

Демократический стиль воспитания
«Демократический стиль воспитания характеризуется определенным распределением полномочий между педагогом и воспитанником в отношении проблем его обучения, досуга, интересов и пр. Педагог старается пр ...

Обследование письменной речи детей 2 класса
Проявления разных видов дисграфии и ее причинная обусловленность у учащихся младших классов изучаются прежде всего в процессе индивидуального обследования детей. Причинная обусловленность дисграфии р ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru