В коррекционном учреждении III вида осуществляется образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования с учетом коррекционной направленности уроков.
Образовательный процесс для детей с сохранным интеллектом осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования:
I ступень – начальное общее образование (срок освоения 4 года);
II ступень – основное общее образование (срок освоения 6 лет);
III ступень – среднее (полное) общее образование (срок освоения 2 года).
Прежде всего, учителя обращают внимание на развитие и коррекцию психических процессов воспитанников (таблица 1).
Таблица 1
Психические процессы и их виды
|
Психические процессы и их виды | |
|
Восприятие |
зрительное, слуховое, осязательное |
|
Представления |
зрительные, слуховые, осязательные |
|
Внимание |
непроизвольное, произвольное, постпроизвольное устойчивое, неустойчивое |
|
Память |
наглядно-образная, словесно-логическая, двигательная, слуховая, зрительная, эмоциональная |
|
Мышление |
наглядно-действенное, наглядно-образное (конкретное), словесно-логическое |
|
Воображение |
пассивное (преднамеренное, непреднамеренное), активное (творческое, воссоздающее) |
Весь образовательно-воспитательный процесс в школе-интернате III вида направлен на коррекцию отклонений в развитии детей-инвалидов по зрению средствами учебной деятельности, трудовой подготовки, внеклассной, воспитательной работы, дополнительного образования, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество. На уроках и во внеурочное время педагоги строят работу с учетом коррекционных задач. Коррекционные цели и задачи (таблица 2) в образовательно-воспитательном процессе вытекают из 3-х условий: состояния зрительного анализатора; психофизических особенностей ребенка, степени поражения центральной нервной системы.
Таблица 2
Психологические процессы
|
Психические процессы |
Цели и задачи |
|
ощущения и восприятие |
Формировать: целостность восприятия (осмысленность, точность, избирательность), высоту порогов чувствительности. Обучать: дифференцированности восприятий, восприятию времени, ориентироваться в большом и малом пространстве Развивать: сенсорные возможности учащихся, константность восприятия, ощущения (вкусовые, обонятельные, слуховые, тактильные), остроту зрения, глазомер, восприятие пространства. Совершенствовать: цветоразличение, кинестетические ощущения и восприятия. |
|
мышление |
Обучать: выделять в предмете главное, обобщать, исключать, рассуждать, анализировать, абстрагированию, критичности мышления Развивать: наглядно-образное мышление, развивать словесно-логическое мышление, развивать мобильность и коммуникабельность |
|
память и представление |
Формировать: точность представлений, умения самостоятельно выполнять домашние задания, полноту восприятий Обучать: адекватно оценивать значимость результатов своей учебной и трудовой деятельности, осмысленному запоминанию, продуктивному запоминанию, добиваться понимания поставленной цели, задания, добиваться осмысленности выполнения задания Развивать: логическую память, словесно-логическую память, зрительную память |
|
внимание |
Формировать: настойчивость, самостоятельность, дисциплинированность Обучать: распределению внимания Развивать: произвольное внимание, устойчивость внимания |
|
эмоции |
Формировать: привычку правильного поведения. Обучать: согласовывать свои эмоции и действия согласно ситуации, в которой находишься, дифференцировать чувства. Развивать: мимические и пантомимические мышцы |
Статьи по теме:
Формы, виды и
методы контроля результатов обучения химии
Формы контроля зависят от способа организации или подачи информации от учащихся к учителю. В дидактике нет единой классификации форм контроля. Помимо форм контроля, в дидактике различают виды контрол ...
Методические особенности изучения нарушений в общении
родителей и подростков с осложненным поведением
Социальный педагог, хорошо зная семьи с конкретным жизненным укладом и их детей, сочетая коллективные и индивидуальные формы работы с родителями, способствует активизации воспитательных возможностей ...
Формирование личности в семье
Как уже было сказано в предыдущей главе, есть четыре стиля воспитания. Это демократический, либеральный, попустительский и авторитарный. Но в семье нет определенно одного стиля воспитания. Семейное в ...