Коррекционная направленность уроков русского языка

Страница 2

В ходе педагогической деятельности происходит конкретизация предметных представлений (обследование предмета), обучение использованию остаточного зрения и осязания. Действенным является слово учителя. В процессе обучения важную роль играет обучение ориентировке в большом и малом пространстве (ориентировка на столе, выход к доске) с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, коррекция личностных качеств – самостоятельности, уверенности, коррекция речи – монологическая речь – доказательство теорем, составление задач и т.п.

В школе-интернате обучение осуществляется по учебникам массовой школы, которые печатаются более крупным шрифтом и специально преобразованными изображениями, доступными для зрительного восприятия слабовидящего ребенка или рельефно – точечным шрифтом (по системе Брайля) для незрячего. В учебную практику широко внедряются тифлотехнические средства обучения (специальные приборы для письма, преобразователи световых сигналов в звуковые и тактильные), что расширяет возможности восприятия, мобильности и ориентировки в пространстве каждого воспитанника. За основу в образовательном процессе взята личностно-ориентированная педагогика, направленная на развитие возможностей и способностей каждого ребенка, формирование нравственно-здоровой личности, обладающей базовыми знаниями.

Учебные программы специального (коррекционного) образовательного учреждения определяют содержание предметов и коррекционных курсов, последовательность их прохождения по годам обучения. Программы учитывают особенности познавательной деятельности воспитанников, психофизических особенностей развития детей с нарушениями зрения.

Коррекционная работа на общеобразовательном уроке определяется учебным предметом (таблица 3), его программным содержанием, составом обучающихся данного класса, степенью и характером нарушения зрения обучающихся, характером нарушения познавательной деятельности, конкретной темой урока.

Таблица 3

Коррекционный характер уроков

Предмет

Коррекционный характер уроков

Чтение

Формирование: предметных представлений мышления в процессе анализа, синтеза, обобщения, сравнения,

Развитие: фонематического слуха, предметной соотнесенности слова или конкретизации понятий, внимания, наблюдательности.

Коррекция речи: произношения, логичности, точности эмоциональной выразительности.

Русский язык

Развитие: речи, внимания, наблюдательности, графических навыков, ориентировки в малом пространстве.

Формирование: предметных представлений, мышления в процессе анализа, синтеза, обобщения, сравнения.

Коррекция речи: произношения, логичности, точности эмоциональной выразительности.

Литература

Формирование: эстетического восприятия, правильных эстетических критериев.

Развитие: речи, воображения, мышления, эмоций.

Коррекция: представлений (предметных, временных),речи, памяти, мышления, личностных качеств (самостоятельности, уверенности, коллективизма, контактности, коммуникабельности), сенсорного развития, зрительных восприятий (цветоразличение, контрастная цветовая чувствительность) осязательного восприятия.

Математика

Формирование: представлений о числах и операциях с ними, предметных представлений.

Развитие: зрительного, осязательного восприятия, глазомера, представления о величине, форме, цвете их отношении друг к другу, вычислительных навыков, различных видов памяти, пространственного восприятия, представлений, мышления, ориентировки в пространстве, речи (логичности, обоснованности, точности), активного словаря, графических навыков, предметной соотнесенности, внимания.

Коррекция личностных качеств (оценка, самооценка).

Природоведение

Формирование: конкретного представления о природе, временных представлений (прогулки)

Развитие: наблюдательности, мыслительной деятельности (сравнение, сопоставление), ориентировки в большом и малом пространстве, эстетических чувств, сенсорики

Коррекция: мышления в процессе анализа, синтеза, обобщения, сравнения.

Музыка

Формирование: представлений о музыкальных произведениях и их исполнении.

Развитие: музыкального слуха, слухового внимания, чувства ритма, музыкальной памяти, музыкальных представлений, эстетического вкуса, ориентировки в большом и малом пространстве.

Коррекция: слухового восприятия, эмоционального состояния.

Изобразительное искусство

Формирование: предметных представлений

Развитие: восприятия, цветоощущения, навыков обследования, графических навыков, представлений - воссоздающего и творческого воображения, эстетического вкуса, эстетических восприятий, зрительного восприятия (цвет листьев, неба и т.д.)

Коррекция: развитие осязания и мелкой моторики, ориентировка в малом пространстве.

Трудовое обучение

Формирование: точности, скорости, координации, целостного образа об окружающей, действительности, пространственных представлений

Развитие: восприятия форм, величины, цвета предметов, представлений,

ориентации, творческого воображения, наблюдательности, конструктивных навыков, речи, мыслительной деятельности, предупреждения вербализма,

положительных черт личности (коммуникабельности, товарищества, оценки результатов труда).

Коррекция: развитие осязания и мелкой моторики, ориентировка в пространстве.

Физическая культура

Формирование: ловкости, выносливости, воли, самостоятельности, чувства товарищества, сопереживания

Развитие: двигательной сферы (точность координации), правильной осанки, мускулатуры, мышечной силы, внимания, наблюдательности.

Коррекция: различных дефектов физического развития, моторики и двигательных способностей, ориентировка в малом и большом пространстве.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru