Отражение субъективных отношений человека к окружающему миру

Статьи о педагогике » Окружающий мир, как среда обитания » Отражение субъективных отношений человека к окружающему миру

Страница 4

Эмоционально-ценностное отношение к природе формируется постепенно, затрагивая в первую очередь чувства, эмоции ребенка, а затем подключая и рациональный компонент, полученные новые знания и навыки. Поэтому как эмоциональное воздействие, так и непосредственно новый материал для ребенка должны быть четко систематизированы. В этом смысле курс "Природолюбие" обладает большим преимуществом: он позволяет, с одной стороны, объединить различные сферы воздействия на младшего школьника и восприятия им информации, а с другой стороны, сделать подачу материала градуированной и логически систематизированной.

Как любая учебная дисциплина, курс "Природолюбие" строится по принципу "от простого к сложному", причем это относится как к подаче информации, так и к эмоциональному воздействию на чувства ребенка.

Курс "Природолюбие" представляет собой направление и составную часть учебно-воспитательного процесса, призванное помочь ребенку открыть в себе естественное чувство единства с природой, пробудить и воспитать у него любовь и разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к природной среде, животному и растительному миру, сформировать в его сознании, сознании человека-созидателя, ответственность не только за сохранение и спасение, но и за приумножение богатства окружающей нас природы.

Сознавая важность этой задачи, следует, тем не менее, учитывать, что само по себе усвоение каких бы то ни было знаний не гарантирует того, что они не окажутся впоследствии "мертвым грузом" и что человек реально сможет воспользоваться ими в случае необходимости и, вообще, будет заинтересован в том, чтобы руководствоваться ими в своих действиях.

Содержание курса "Природолюбие" должно строиться таким образом, чтобы максимально содействовать увязке учебного материала, осваиваемого школьниками в процессе прохождения всего курса начального обучения.

Известно, что многие дети наделяют живую природу чертами человеческого, осмысленного поведения. Следовательно, для младшего школьника легче понять и осмыслить сложную систему окружающего его мира через знакомые ему с детства понятия: друзья, любовь, родители, дружба, помощь, игра, радость. Именно с помощью этих понятий и объясняется учебный материал в курсе "Природолюбие". Сравнивая природу со своим лучшим другом, перенося на мир природы понятия человеческих взаимоотношений, ребенку легче открыть в себе естественное чувство единства с природой, развить чувство ответственности за сохранение, спасение и приумножение богатства природы своей страны и всей нашей планеты.

В процессе разработки программы курса и методики ее реализации нами были определены следующие основные цели и задачи интегративного учебного курса "Природолюбие":

создание в рамках данного курса педагогических и образовательных приемов, форм, методов, подходов и решений, направленных на воспитание в ребенке доброго и светлого чувства любви к природе, эмоционально-ценностного, бережного и уважительного отношения к животному и растительному миру нашей планеты, ответственности за их сохранение и оказание помощи попавшим в беду обитателям нашей природы;

создание благоприятных условий внутренней и внешней воспитательной среды в рамках интегративного курса, способствующих эффективному, грамотному и творческому решению задач в области экологического, духовного, нравственного и эстетического воспитания ребенка;

использование в рамках курса разнообразных форм, методов и приемов обучения детей, помогающих им видеть и понимать красоту природы, грамотно осознавать и познавать окружающий мир, оценивать происходящее, дающих возможность воспитать у ребенка адекватное экологическое мировоззрение и экологическую культуру, целостный взгляд на природу, развить у него навыки экологически грамотного поведения и отношения к природе;

предоставление возможности ребенку стать непосредственным участником всех проводимых во время учебно-воспитательного процесса мероприятий, направленных на сохранение природы, защиту животных и растений;

включение в учебно-воспитательный процесс рассматриваемых тем, вопросов и направлений, позволяющих комплексно и всесторонне подходить к проблеме экологического, нравственного, культурного и духовного воспитания и обучения ребенка;

внедрение в учебно-воспитательный и творческий процессы по данному курсу возникающих во время проведения занятий идей и предложений детей по различным направлениям охраны природы, защиты животного и растительного мира, решения различных экологических проблем;

предоставление возможности общения во время учебного процесса по различным темам и направлениям курса "Природолюбие" со своими сверстниками из других дошкольных учреждений и школ российских регионов и зарубежных стран.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Динамика развития внеклассной работы в России
Появление первых организованных форм внеурочной работы с детьми специалисты относят к 30-м годам XVIII столетия, когда в Шляхтетском кадетском корпусе в Петербурге воспитанники организовали литератур ...

Процесс развития демократических тенденций в истории образования
Период конца XIX-первого двадцатилетия XX в. богат поисками, находками, разочарованиями и потерями. Многие педагогические концепции и теории, а также образцы практического опыта прошли проверку в пер ...

Природные задатки и социокультурные качества в структуре личности подростка
Хронологически подростковый возраст определяется от 10-10 до 14-15 лет Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатом ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru