Отражение субъективных отношений человека к окружающему миру

Статьи о педагогике » Окружающий мир, как среда обитания » Отражение субъективных отношений человека к окружающему миру

Страница 3

Несмотря на то, что в основе формирования субъективного эмоционально-ценностного отношения к природе лежат потребности конкретного человеческого индивида, следует помнить о том, что отношения человека обусловлены и общественно-историческим опытом, который является основой богатейшего внутреннего мира человека. Как известно, действия и переживания человека определяются не непосредственными внешними воздействиями, но их накопленным обобщением во внутреннем мире, который представляет систему отношений человека, определяющих опосредствованный характер его реакций на воздействия окружающего мира и его внешне инициативное и самостоятельное поведение. Все это позволяет охарактеризовать субъективное эмоционально-ценностное отношение человека к природе как социокультурный феномен.

Общество непосредственно влияет на процесс формирования у субъекта личностных качеств и свойств, начиная с первых дней жизни. Это определяет тот факт, что становление субъективного эмоционально-ценностного отношения к природе в онтогенезе не воспроизводит в свернутом виде филогенетический путь его развития.

Специальные общественные институты занимаются определением оптимального соотношения различных видов отношений личности, формируемых на том или ином этапе возрастного и социального развития человека. В этой связи одной из важнейших задач, решение которой призвано обеспечить успешное формирование социально значимых отношений личности, является выявление закономерностей и механизмов их образования и развития.

Специалистами в области возрастной психологии особо отмечается то, что младший школьный возраст является, по сути, переходным этапом, своеобразным "трамплином" на пути от дошкольного детства к "эпохе ученичества". В этот период у ребенка складываются психические новообразования, способности и качества личности, необходимые для полноценного и успешного осуществления учебной деятельности. В тоже время, младший школьник в течение долгого времени сохраняет в себе "пережитки" дошкольного возраста, дающие знать о себе практически во всех сферах психической жизни ребенка. Поэтому именно на младший школьный возраст в большей степени приходится формирование отношений, то есть становление подрастающего человека как личности. Именно в этом возрасте важно начинать воспитание чувства любви к природе.

Непосредственно экологические курсы, под которыми чаще всего подразумеваются общеизвестные школьные дисциплины, направленные на общее знакомство ребенка с природой и окружающим миром, воспитание у него лишь навыков грамотного общения с животными растительным миром (например, "Ознакомление с окружающим миром", "Естествознание", "Природоведение"), при всей своей необходимости не затрагивают проблему воспитания у ребенка любви и разносторонне-ценностного, уважительного отношения к природе, животному и растительному миру.

На сегодняшний день в этом направлении, как мы видим, существует серьезный пробел.

По нашему мнению, эта задача должна быть решена путем создания для детей младшего школьного возраста специального тематического интегративного курса.

Обратим внимание на то, что к настоящему времени в педагогике еще не сложилось единого понимания сущности интегративности. Анализ многочисленных примеров словоупотребления (в том числе в нормативных документах) показывает, что в большинстве случаев понятия "интегративность" и "интегрированность" используются в качестве синонимов. Вместе с тем очевидна целесообразность их самостоятельного рассмотрения.

В самом общем виде интегрированным может считаться любой учебный курс, содержание которого построено по принципу "сведения под одной крышей", в одном курсе информационных блоков, являющихся компонентами содержания различных учебных дисциплин или отраслей научного знания. В этом смысле интегрированными курсами являются, например, хорошо известные традиционные школьные учебные курсы "Ознакомление с окружающим миром", "Природоведение", "Естествознание" и "Основы безопасности жизнедеятельности". Все они отличаются специфичностью объектов изучения, большей или меньшей "широтой кругозора" — диапазоном используемой информации, степенью проработки междисциплинарных связей элементов своего содержания. Общим во всех интегрированных курсах выступает их основное функциональное предназначение — информационное обеспечение процесса усвоения учащимися некоторой суммы сведений, определенного соответствующими программами объема готовых частных и выводных знаний.

Специальным интегративным курсом, направленным на воспитание любви к природе, может стать курс "Природолюбие", разработанный с целью сформировать культуру природолюбия у ребенка, затронуть его эмоции, воздействовать непосредственно на чувства, пробудить искренний интерес к изучаемому материалу. Ведь еще К.Д. Ушинский говорил о том, что нет лучшего воспитателя подрастающего человека, чем природа. Отметим, что в данном случае интегративность является функциональной характеристикой, отражающей возможности курса в отношении преобразования фрагментарной картины мира, формируемой в сознании учащихся при концентрированном изучении ими отдельных учебных дисциплин, а также хаотически складывающихся, разрозненных этических представлений в целостное мировоззрение, на основе которого могло бы стать возможным развертывание самостоятельной творческой жизнедеятельности личности в природе и обществе.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Организация учебно-воспитательного процесса в церковно-приходских и земских школах
Внутренний строй жизнедеятельности данных типов школ был направлен на практическое осуществление поставленных перед ними задач. Так, в церковно-приходской школе реализация образовательных задач являл ...

Описание среды визуального программирования Borland Delphi
На сегодняшний день, Borland Delphi является наиболее продаваемым RAD-средством (средство быстрой разработки приложений) для создания Windows-приложений. Используя Borland Delphi можно быстро и легко ...

Диагностика профессионально значимых качеств личности, профессиональных склонностей и профессиональной направленности у учащихся старших классов школы 1356 г. Москва
Нормы по СЖО, рассчитанные на нашей выборке, показали, что большинство старшеклассников (88,5% - 177 человек) имеют высокие и средние показатели осмысленности жизни. Они характеризуются как целеустре ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru