Отражение субъективных отношений человека к окружающему миру

Статьи о педагогике » Окружающий мир, как среда обитания » Отражение субъективных отношений человека к окружающему миру

Страница 1

На протяжении последних полутора десятилетий произошла смена господствующей парадигмы экологического образования и воспитания, что нашло свое выражение в принципиально новой постановке их целей и задач. Большинство исследователей сходятся сегодня во мнении, что цель экологического воспитания может быть определена как формирование у детей и взрослых экологической культуры.

На основании существующих точек зрения можно вывести обобщенное представление о сущности экологической культуры личности, раскрыв ее через систему компонентов, включающую в себя экологическое сознание, экологические отношения личности и экологическую деятельность.

В структуре экологического сознания условно могут быть выделены две составляющие: структурная (знания, представления) и процессуальная (мыслительные действия, операции, ассоциации и др.). Структурный компонент составляют знания об окружающем мире, а также о взаимосвязях и взаимозависимостях его частей, в том числе человека и общества, общества и природы, человека и природы и других.

Процессуальная составляющая не имеет ярко выраженной экологической специфики, так как в ее основе лежат универсальные психологические механизмы и процедуры.

Под субъективным экологическим отношением традиционно понимается субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями мира. Психические отношения заключают в себе информацию о соотношении объективных свойств предметов с потребностями субъекта, а следовательно, о жизненной значимости окружающих предметов и явлений, об их способности удовлетворять потребности, приносить пользу или наносить ущерб. Из этого следует, что экологические отношения, как и вообще любые субъективные отношения, всегда носят ценностный характер.

Экологическая деятельность—это деятельность субъекта, направленная на взаимодействие с окружающим миром. Долгое время в отечественной педагогической науке и практике вся экодеятельность неправомерно сводилась к природоохранной деятельности. Сегодня такая зауженность подхода к определению экологической деятельности в значительной степени преодолена, однако вопрос об истинном содержании понятия по-прежнему остается открытым.

Уверенно можно говорить о существовании двух планов экодеятельности: внутреннем (предпосылочном) и внешнем (процессуальном).

Предпосылочный план - это умения, навыки деятельности, планы поведения, привычки и так далее.

Процессуальный план составляет определенная последовательность действий, манипуляций, поведенческих актов, ориентированных на достижение результата. Очевидно, что отношения выступают связующим звеном при планировании, организации и даже развертывании внешнего действия, и потому могут в определенных обстоятельствах оказывать решающее влияние на его результат.

Отношения — один из важнейших компонентов функционально-динамической структуры личности. Складываясь на протяжении всей жизни человека, они оказывают непосредственное влияние на внутренние условия развития личности, ее поведение, определяют становлении индивида как сознательного субъекта деятельности.

На настоящий момент в психологии сложились два подхода к истолкованию понятия "отношение". В первом случае оно раскрывает объективную связь человека и предмета, а также одной личности с другой. Во втором же — отношение рассматривается как своеобразная реакция на предмет, явление, действие, как субъективная позиции я по отношению к ним. Нетрудно видеть, что при первом подходе акцент делается на реальные связи, тогда как при втором—на психологические. Соответственно, во избежание недоразумений из-за смешения понятий в первом случае говорят о реальном (объективном) отношении, во втором— об отношении субъективном.

Субъективное отношение представляет собой отражение, психическую модель объективной связи. Отношение реализуется в действии, при этом содержание и характер объективной связи неизбежно изменяются. В силу этого отношение обычно содержит в себе не только информацию о наличной связи, но и о связи, возникающей в результате действия. Из этого следует, что отношение является моделью не только наличной, но и прогнозируемой связи индивида с окружающим миром.

Субъективные отношения являются своеобразным стержнем субъективного мира личности: обусловливая характер ее предпочтений в различных сферах жизнедеятельности, они влияют на поведение человека в целом.

Человек на протяжении жизни взаимодействует со многими предметами и явлениями окружающего мира. Однако из всей совокупности объективных отношений им выделяются те, от которых в той или иной мере зависит удовлетворение его потребностей. Именно переживание личностью значимости объектов лежит в основе формирования субъективного отношения к ним. В том же случае, если данный объект не связан с удовлетворением какой-либо потребности, субъективное отношение к нему не формируется. В качество единого основания классификации разновидностей субъективных отношений человека может быть принят тип потребностей, удовлетворяемых или не удовлетворяемых в процессе его жизнедеятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Теоретико-множественный смысл натурального числа, нуля
Так как любому непустому конечному множеству соответствует только одно натуральное число, то вся совокупность конечных множеств разбивается на классы равномощных множеств. В одном классе будут содерж ...

Театрализованная игра это один из видов сюжетно ролевой игры
Специфика и виды театрализованных игр меняются с учетом возрастных групп. Младший возраст. Дети этой возрастной группы привлекает все необычное, невиданное им ранее большие яркие игрушки, новые костю ...

Сенсомоторное развитие дошкольников
Прежде чем раскрыть значение сенсомоторного развития для детей старшего дошкольного возраста нам необходимо рассмотреть, что собой представляет сенсорное и моторное развитие детей. Сенсорное развитие ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru