На современном этапе проблемы сенсорного и моторного воспитания широко обсуждаются в педагогической теории. Авторы отмечают, что сенсорные способности не являются врожденными, а развиваются в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служат показателем его общественного развития; все чаще появляются материалы, утверждающие необходимость глубокого изучения системы Монтессори, т.к. большое место в методике отводится формированию сенсомоторных навыков.
Одним из авторов, который широко исследует народное искусство Белоруссии, является Е.М. Сахута. В своих работах он рассказывает про различные виды народного искусства. В частности Евгений Михайлович в своих книгах отводит место и аппликации соломкой по дереву и полотну. Он описывает и основные инструменты необходимые для аппликации, и как подготовить материал – соломку – к работе, описывает основные элементы узоров используемых в аппликации.
М. Гусакова в своих статьях «Практическое обучение в учебных мастерских по разделу «Аппликация»», опубликованных в журналах «Дошкольное воспитание», достаточно подробно описала понятие аппликации, оборудование и материалы, необходимые для выполнения аппликации, этапы работы над аппликацией, приемы, а также раскрыла методику организации практических занятий по аппликации.
Значительный вклад в разработку исследования влияния декоративно-прикладного искусства на различные стороны развития личности ребенка внесли белорусские ученые-педагоги Л.Б. Гарунович, Ю.С. Любимова, Ю.Б. Гомозова, В.А. Силивон и др.
Ю.С. Любимова опубликовала ряд статей посвященных декоративно-прикладному искусству в научных журналах и сборниках. Одним из последних ее исследований посвещена десертация на тему «Эстетическое воспитание младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства». Однако в основном все исследования и разработки Юлии Семеновны посвящены учащимся начальных классов.
Влиянию декоративно-прикладного искусства на различные стороны развития личности дошкольника посвятила свои исследования Юлия Гомозова. Она считает, что одним важных условий всестороннего развития личности дошкольника – является грамотное руководство его деятельностью. Задача любого педагога – выявить скрытые возможности, способности каждого, помочь проявить себя в определенном виде деятельности и наметить нестандартные подходы к развитию личности. Ю.Б. Гомозова также опубликовала немало статей посвященных декоративно-прикладному искусству, а также разработала диагностику и коррекцию художественной и декоративно-прикладной деятельности дошкольников.
Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том, что искусство обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей.
На основании контент-анализа педагогической литературы и проведя глубокий анализ прочитанного, мы пришли к выводу, что влияние декоративно-прикладного искусства на различные стороны развития личности дошкольника широко изучена, но работа по сенсомоторному развитию средствами декоративно-прикладного искусства еще недостаточно изучена.
Основой интеллектуально-художественного развития служит предшествующая работа по сенсомоторному развитию. Живое эмоциональное восприятие в совокупности с полученными переживаниями формирует базу в виде сенсомоторной памяти. Восприятие декоративно-прикладного искусства уникально для каждого человека, так как оно обусловлено всем его жизненным опытом. Момент восприятия произведений декоративно-прикладного искусства – это встреча всего опыта, накопленного человеком к данному моменту, как некоего символа, посланного человеку авторами. Умение расшифровать этот символ, понять идею, ощутить красоту изображения обусловлено подготовленностью. Восприятия, основанного на сенсомоторной натренированности глаз.
Глаза, руки должны совершить не один десяток движений по расчленению синтезированного воспринимаемого объекта, чтобы ребенок усвоил его и был способен его воспроизвести. Что ребенок овладел линейным контуром круга, он должен тысячу раз проделать рукой и глазами это движение. Такая работа предшествует встрече ребенка с искусством на качественно ином уровне. Мы учим его не только быть восторженным зрителем, но и маленьким мастером, способным понять, как это сделано (средства выразительности), и перенести в собственную работу.
Искусство обладает удивительной способностью всесторонне воздействовать на человека – на его ум, сердце, чувства и мысли.
Статьи по теме:
Организация учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению
изучаемым материалом
Этот процесс включает в себя три взаимосвязанные стадии: А) на первой стадии происходит восприятие, осмысление и запоминание изучаемого материала или усвоение теоретических знаний; Б) на второй стади ...
Классификация музыкальных способностей, развивающихся в процессе
музыкальных игр
Способность воспринимать музыку, чувствовать ее ритмическую выразительность, непосредственно и эмоционально откликаясь на нее. Эта способность выражается в следующем: А) в заинтересованном, особенно ...
О российских программах дошкольного образования
Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Она является ориентиром творческой деятельности воспитателя: опреде ...